Что это? Вот Чапаев, раненый, легендарный герой, плывет по реке, отгребая от себя смерть... Вот скачет конница Еланя на подмогу, и ухо с радостью ловит стук копыт. Что это? Ну, конечно, жизнь, героика революции, обагренный кровью республики девятнадцатый год. Но вот рушится тьма, белеет экран, отодвигаются стулья, резкий электрический свет слепит глаза людей, которые только что очнулись от наплыва собственных воспоминаний... Что это? Кино, картина «Чапаев», вдохновенное произведение братьев Васильевых.
Начиная с ноябрьских дней прошлого года, картина с триумфом шествует по стране. Кажется, что фильм плывет по волнам воодушевления и особой благодарной любви, которыми охвачены миллионы людей, зрителей прекрасной советской картины.
Миллионы!... Это не голословно. С 7 ноября «Чапаев» демонстрировался в 17 московских кино. Ежедневно с утра выстраивались очереди. Зрители шли с заводов, фабрик, из школ. Шли колонны бойцов Московской пролетарской дивизии с оркестрами и плакатам» «Мы идем смотреть Чапаева». Это были счастливые дни для киноискусства. Не только потому, что кинокартина отвоевала себе место в газетах рядом с выборами в советы и проблемами черной металлургии. Это были особенные дни потому, что фильм «Чапаев» стал политическим событием, еще более сплотившим массы вокруг ленинско-сталинской партии, событием, которое заражало, звало к победе, к отваге и геройству. 8 января статистика отметила неслыханную цифру: 2 миллиона 200 тысяч столичных зрителей посмотрели фильм «Чапаев».
Кинорежиссер Пудовкин выступал недавно с интересными наблюдениями над зрителями, смотревшими «Чапаева»:
«Я видел, как из кино выходили два мальчика и один из них всхлипывал, плакал - ему было жалко Чапаева. Другой, утешая плачущего, сказал: «А я ничего, привык, четвертый раз смотрю». В темном зрительном зале то и дело проносится гул: это влюбленные в картину, приходящие в пятый и шестой раз, заранее повторяют выученные наизусть слова Чапаева. На одном из сеансов при первых звуках бубенцов несущейся тройки восторженный голос закричал: «Вот он!»
Энтузиазм, восхищение, радость, смех и слезы, огорчение, боль... Зрительный зал то задерживал дыхание, то, не сдержав напора горячих слов, рвался вместе с Чапаевым в бой, дрожал от волнения, когда пулеметчица Анка готовилась к обстрелу каппелевцев, пел вместе с бойцами лирические народные песни... Трудно передать сложную гамму чувств, которые трепетали в залах кинотеатров.
В то время как Москва и Ленинград смотрели картину, крупнейшие города Союза готовились к встрече «Чапаева». В клубе рабкоров Свердловска обсуждают книгу Дмитрия Фурманова. Механики кино «Октябрь» ремонтируют звуковую аппаратуру. В Горьком многие предприятия и учреждения заранее бронируют за собой сеансы. Вся страна идет на «Чапаева»! Вести об этом удесятеряют энергию работников Ленинградской копировальной фабрики, они в рекордный срок изготовляют 100 (неслыханная цифра) копий фильма. Срочно, со скорыми поездами отправляются жестяные коробки с лентой в Новосибирск, Архангельск, Тифлис, на новостройки, в колхозы.
27 ноября фильм впервые показывают в Киеве. После сеансов счастливцев, выходящих из зрительного зала, окружают сотни будущих зрителей, расспрашивая о картине, об отдельных сценах и т. д. Весь город говорит о Чапаеве.
Уже смотрит картину Свердловск. Происходит то же, что и всюду. В клубах читают лекции о Чапаеве, подбирают документы о Чапаеве. На заводе им. Воеводина в обеденный перерыв собирается митинг. Ораторы - старые рабочие, участники гражданской войны - со слезами на глазах говорят о картине, вспоминают девятнадцатый год, бои за Урал. Тут же просит слово молодежь У нее деловое предложение: пусть старики, соратники Чапаева, помогут молодым изучить историю гражданской войны.
Вот маленькая заметка из «Уральского рабочего», которая не требует комментариев:
Первоуральск, 16 (по тел.)
Одиночками, группами едут железнодорожники в Свердловск посмотреть и послушать замечательный фильм «Чапаев». Со ст. Подволошная картину просмотрели билетный и товарный кассиры Федин и Шабалин, в Ревде - стрелочник Бакасов и лесовозчик Седых».
Дом крестьянина в г. Горьком. Только что вернулась из кино, где идет «Чапаев», группа колхозников. Долго делятся впечатлениями о картине. Под конец один колхозник садится к столу, берет лист бумаги и пишет: «В краевой комитет ВКП(б)». Пишется коллективное письмо с просьбой о том, чтобы фильм скорее прислали в деревню.
- С какой радостью встретят картину у нас, в лесопункте! - говорит лесоруб Федор Теснейшин. - Когда Чапаев со своей дивизией храбро сражался, мне было лет 13 - 14. Не слыхал я тогда о Чапаеве, и вообще плохо еще в таких больших делах разбирался. Теперь смотрю картину, а у самого даже дух от переживаний захватывает. Прямо так бы с ним вместе и поскакал...
Если бы собрать воедино все печатавшиеся в местной и центральной печати впечатления зрителей, их суждения, получилась бы замечательная книга о том, как произведение искусства воодушевило всю страну, всех ее сынов. рабочих и академиков, колхозников и писателей, школьников и наркомов.
В Чапаевск привезли «Чапаева».
После просмотра группа колхозников написала авторам фильма письмо, каждая строка которого дышит неподдельной искренностью: «Колхозники Чапаевского района смотрели картину «Чапаев». Всем нам картина очень понравилась. Главное - в картине все показано правильно, понятно и просто. Особенно сильное место в картине- это когда наступают каппелевцы. Генералы, офицеры, кулаки идут против рабочих и крестьян. У них образованный полковник, у нас - малограмотный Чапаев. Когда смотришь, как движутся колонны каппелевцев, - ну, думаешь, сейчас сомнут нас. А тут выручает пулеметчица Анка. Чапаев несется вперед. Фурманов ободряет личным примером большевистской храбрости. Не сломили тогда нас враги. И не сломят никогда, потому что сила советской власти несокрушима.
Колхозники: Пронин Павел. Кусакин Р., Тараторкин М., Рябикин П., Жданкин П., Зверев В., Уланов В., Ковалев П., Василькина Е Аброськина М., Кашина».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Древняя стоянка китайского обезьяночеловека