1940 год. Москва.
Старый большевик, ученый – академик Павел Ивановыч Седых, в прошлом буденновец, строит большой суперкосмический астроплан. В нем он собирается совершить полет на луну со своими ближайшими научными сотрудниками.
Одновременно с Седых над этой же проблемой работает и другой ученый – профессор Карин. В прошлом он тоже боец Конармии и друг Павла Ивановича. Карин считает, что наука еще не все сделала для безопасности космического путешествия. Кролики, посылавшиеся Кариным в его ракетах в космос, возвращались оттуда мертвыми.
Академик Седых, однако, держится другой точки зрения, базируясь на том, что он и его будущие спутники – не кролики, а существа более высокой категория.
Полет на луну состоится во что бы то ни «тало: откладывать его нет никакого основания.
Седых встречается и знакомится с пионером Андрюшей, лучшим учеником школы я старостой кружка юных астрономов.
Андрюша случайно узнает, что из любви к своему другу профессор Карин хочет задержать отлет академика на луну. Андрюша разоблачает этот возмутительный с его точки зрения заговор и предупреждает о нем Седых. Академик в знак признательности дает Андрюше пропуск на проводы астроплана. Но юный изобретатель тайком пробирается в астроплан. Академик изумлен: высадить «зайца» нет возможности: уже загорается предупредительный сигнал стартера, и первый межпланетный путешественник Седых, аспирантка-комсомолка Марина и Андрюша летят на луну.
Астроплан выходит за пределы земного притяжения. В кабине открываются двери предохранительных масляных ванн. Мягкий толчок – и перед глазами юных путешественников полетел по воздуху освобожденный от земного притяжения, ничего не весящий Павел (Иванович.
Впервые в истории человечества звездоплаватель попал в мир без тяжести, известный до этого лишь по теоретическим трудам я фантастическим романам.
С невероятными трудностями, кувыркаясь и толкаясь в воздухе, ребята добираются до своего старого учителя.
Счетчики показывают безумную скорость – более 9 000 километров в минуту.
Поднимаются шторы на бронированных окнах, и перед взором участников экспедиции открываются необятные просторы космоса.
На седьмые сутки астроплан в страшном грохоте взрывов садится на луну. Здесь путешественники водружают флаг Страны советов и устанавливают зеркальный маяк для подачи сигналов будущим кораблям в безвоздушном пространстве.
Пора возвращаться домой... Но тут оказывается, что астроплан перерасходовал горючее и запасы кислорода. Возвращение на землю становится почти невозможным. Отважные путешественники, зная, что они все равно обречены на смерть, решают вернуть своей родине дневники и записи с богатейшими научными наблюдениями. Они подают земле световые сигналы и получают с нее ответ.
... Ближайшие сотрудники академика Седых, отчаявшись в его благополучном возвращении, решают послать к нему на помощь второй астроплан. Этот астроплан поведет профессор Карин. Но в тот момент, когда уже все готово к отправке второй экспедиции, возвращается первый астроплан. В герметической кабине сотрудники профессора Карина находят задыхающихся, в полуобморочном состоянии, академика Седых, Марину и Андрюшу. Таков в общих чертах сюжет увлекательного научно-фантастического фильма «Космический рейс», съемку которого недавно закончил молодой режиссер, комсомолец Василий Журавлев.
Для того чтобы осуществить постановку картины, семенной группой и кинофабрикой «Мосфильм» была проделана огромная работа. Необычность материала потребовала консультации и помощи выдающихся ученых и крупнейших советских научных учреждений.
Покойный Константин Эдуардович Циолковский все время помогал режиссеру Журавлеву своими советами. Помимо Циолковского молодому режиссеру и его оператору А. Гальперину оказал большое содействие краснознаменный ЦАГИ. Работники ЦАГИ проконсультировали сооружение кабины, астроплана, ангара, и т. п.
Известный конструктор советских авиомоторов инженер А. А. Микулин совместно с инженером фабрики «Мосфильм» В. Г. Дубовиком скомбинировал ряд необычайно остроумных приспособлений для съемки полета людей в кабине и т. д.
Художники А. Уткни, М. Тиунов и Ю. Швец разработали эскизы декораций Института межпланетных сообщений, гигантского ангара астропланов, пейзажей луны и т. д.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.