В полдень на крестьянском дворе

Леонид Ханбеков| опубликовано в номере №1308, ноябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Аурел Гуцу – сын потомственного виноградаря. Он родился и вырос в молдавском селе, и ему рано пришлось познать труд на земле и соленый рабочий пот, рано довелось ощутить немногословное участие и заинтересованность односельчан.

Вглядываясь сегодня в его работы: портреты, пейзажи, сюжетные полотна, книжную графику, скульптурные миниатюры – видишь, как тепло и любовно отношение художника к своим героям-землякам, людям труда и искусства. И еще одно бросается в глаза при всем различии тем, цветовых и световых решений – откровенно народные истоки.

Тяга к постижению национального характера через молдавский фольклор открылась у Аурела Гуцу еще в годы занятий в художественном училище, а раскрепощение этой тяги, работа в излюбленной тематической гамме пришли во время учебы на отделении художников кино во ВГИКе. Воплощение излюбленных образов народного творчества, современное художническое видение фольклорных персонажей, современное звучание фольклорных мотивов – одна из славных отличительных черт Аурела Гуцу как мастера.

...Солнце бросает багряные блики на крестьянский двор. Под навесом варится на летней печке варенье, стоят ведра, бочонки, сушится на вешалках табак... На минутку оторвалась от дел хлопотливая бабушка. Что-то хочет поведать она любимому внуку: может, сказку? Может, быль? Может, хочет отругать сорванца за проказу? Конкретное, реалистическое полотно. При всей его внешней будничности увидишь влюбленность в родную землю, в ее людей, их работу и неприхотливый быт.

...Берег лесного озера. Осторожно, хотя и безбоязненно, входит в воду юная купальщица. Синий туман окутал деревья, затенил дали, сделал мир призрачным, неясным, сказочным. Это и сказка, и быль, и мечта художника...

В оригинальной манере – явное соседство народного лубка и строгой реалистической выписанности, детализации – выполнены многие портреты. Особенно интересен портрет молодой молдавской поэтессы Леониды Лари. Суровое, напряженное, даже аскетическое лицо молодой женщины на фоне множества стилизованных под лубок лиц поющих детей.

Аурел Гуцу – еще и известный в Молдавии график, художник книги. Издательства республики за последние годы выпустили в его оформлении около трех десятков книг прозы и поэзии. Особенно любит художник работать над иллюстрациями к детским книжкам.

– В искусстве, мне кажется, главное, – говорит Аурел Гуцу, – возможно дольше сохранить детскую непосредственность и свежесть чувств. Чистота мировосприятия сама по себе сродни таланту. Техникой можно овладеть. Чистотой мысли, добрым взглядом на мир овладеть нельзя. Это сердечный дар.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Всегда пристрастен

или несколько эпизодов из жизни Владаса Виткаускаса, секретаря комитета комсомола завода «Жальгирис»