Расстрел 26 бакинских коммисаров
Двадцать лет тому назад, 20 сентября 1918 года, эсеры и английские интервенты расстреляли 26 бакинских комиссаров - руководителей обороны советского Баку от иностранного нашествия.
История этого подлого преступления тесно связана с историей Бакинской коммуны - советского правительства, существовавшего в Баку с конца марта по 31 июля 1918 года. Положение в Баку в то время было исключительно сложным и напряженным. Некоторое влияние на отсталые слои населения имели буржуазно - националистические партии «муссават» (азербайджанская) и «дашнакцутюн» (армянская). Обе эти партии стремились к низвержению советской власти, причем муссаватисты ждали помощи от турок, а дашнаки - от англичан. Турки захватили почти все Закавказье и продвигались к Баку; англичане хозяйничали в Иране и на восточном берегу Каспийского моря. Бакинская коммуна была отрезана от Советской России белыми армиями.
В этих тяжелейших условиях бакинские большевики, руководимые Степаном Шаумяном - председателем Бакинского совнаркома - и Алешей Джапаридзе - председателем Бакинского совета, - делали героические усилия, чтобы вооружить массы для отпора интервентам и разоблачить демагогию буржуазных националистов.
Муссаватисты 18 марта 1918 г. устроили вооруженное выступление. Дашнаки, боявшиеся, что в случае своей победы муссаватисты устроят армянский погром, помогли большевикам подавить мятеж. Когда же турки подступили к Баку, дашнаки, эсеры и меньшевики потребовали от Совнаркома, чтобы он призвал на помощь против турок англичан. Бакинский совнарком категорически отказался это сделать, правильно расценив такое предложение как измену родине и советской власти. Однако, дашнакам в союзе с эсерами и меньшевиками удалось незначительным большинством голосов провести в Бакинском совете резолюцию об обращении к англичанам за помощью. Совнарком сложил свои полномочия, не желая нести ответственности за предательскую политику дашнаков, эсеров, меньшевиков. Эсеро - дашнакское правительство, заступившее его место, арестовало бакинских комиссаров, обвинив их в «государственной измене». Черное предательство не спасло дашнаков. Высадившийся в Баку английский отряд не смог задержать наступление турецких войск. 15 сентября турки ворвались в город и устроили чудовищную трехдневную резню армян. Место бежавшего эсеро - дашнакского правительства заняло правительство муссаватистов. Во время уличных боев арестованным большевикам удалось с помощью тов. Микояна бежать и сесть на пароход. Но капитан парохода, вместо того чтобы идти к советской Астрахани, привел пароход в Красноводск, где хозяйничали англичане.
Бакинская «Диктатура Центрокаспия» (так назвало себя эсеро - дашнакское правительство) не успела расправиться с вождями бакинского пролетариата. Это гнусное дело выполнили ее союзники - закаспийские эсеры и английские интервенты. По приказу представителя английской военной миссии Тиг - Джонса и члена эсеровского правительства Фунтикова бакинские комиссары были арестованы в Красноводске. В ночь с 19 на 20 сентября отобрали 26 человек, посадили их в темный, наглухо закрытый вагон специального поезда и увезли из города. Среди обреченных на смерть были Степан Шаумян, Алеша Джапаридзе, Азизбеков, Фиолетов и ряд виднейших бакинских работников. 20 сентября между станциями Перевал и Ахча - Куйма поезд был остановлен. Конвой вывел арестованных из вагона и зверски расправился с ними. Изуродованные трупы казненных были обнаружены в песках в 1920 году...
27 апреля 1920 года бакинский пролетариат с братской помощью Советской России прогнал муссаватистов и восстановил советскую власть. 8 сентября останки героически погибших 26 комиссаров были торжественно перенесены в Баку.
Трудящиеся Советского Азербайджана и всего Советского Союза чтят светлую память бакинских комиссаров, погибших за свободу и счастье социалистического отечества.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.