Как-то раз меня спросили, почему некоторые солисты современных ансамблей стараются петь женскими голосами. Ввиду того, что прямых данных для диагноза не было, пришлось собирать косвенные, анализируя репертуар исполнителей. Вырисовывалась примерно следующая картина. Герой песни представлялся каким-то ущербным, закомплексованным: разнесчастный он и такой невезучий («До чего ж я невезучий»), разводит руками («На любовь надеешься, да не получается»), по-своему услужливый («Если хочешь, умру прямо в школьном саду»), иногда нервничает («Остановите музыку! С другим танцует девушка моя!»). Становится жалко юного страдальца. Развязка не заставляет долго себя ждать: в трамвае прощу незнакомых ребят еще раз включить магнитофон и прокрутить транзисторный финал истории подобной любви. Тоненький дрожащий голосок старательно выводил: «Сижу тихонько я в стороне, кричат им «горько!», а горько мне». Мне стало тогда тоже не очень сладко. Я буквально наяву увидел, как подкрадывается к ребятам вот этот самый «потерянный» юный тип и приглашает запеть невесть что невесть какими голосами. Конечно, это было наваждение какое-то, но беспокойство за песенный репертуар молодых меня охватывает все чаще. А так ли уж необходимо беспокоиться? С одной стороны, если всецело доверять художественным вкусам фирмы «Мелодия», передачам радиостанции «Юность», программам разноцветных и разнострунных ВИА, то не надо. С другой – если вникать в смысл песни, то ответ будет противоположным: надо, очень надо! Чтобы сочиняющие песни и поющие их не поставляли перлы, пригодные для крокодильского «Нарочно не придумаешь». Это, кстати, относится как к нашим, так и переводным иностранным песням. Некоторым кажется, что зарубежные звезды эстрады поют обязательно что-нибудь выдающееся. Увидев перевод, порой недоумевают: вроде бы в песне столько слов, а смысловая нагрузка весьма примитивная: он-она-оно-ла-ла-ла-оно-она-он...
В течение многих лет идет спор о том, какой должна быть песня. При этом исправно забывается одно: критика должна быть действенной, мобилизующей, что-то КОНКРЕТНО ПРЕДЛАГАЮЩЕЙ! В противном случае она напоминает пустое критиканство и красивую демагогию. В «Литературной газете» работает рубрика «Если бы директором был я», куда читатели посылают свои пожелания, а потом видят официальные ответы, что же рекомендовано для внедрения или уже претворено в жизнь. Эта двусторонняя связь и читателей удовлетворяет и обществу приносит пользу. Что касается песен, то критику о них видишь несколько лет подряд, изучаешь и продолжаешь смеяться над тем, что порой звучит по радио, телевидению, в филармонии и т.д. Постепенно все это приедается, надоедает, становится чем-то не заслуживающим внимания. Неужели вот так и будем ходить по замкнутому кругу: от песенников к критикам и обратно, отмахиваясь от тех, кто помог бы изменить положение с песнями. Речь идет о песенниках-непрофессионалах. Они живут рядом с нами: рабочие, инженеры, врачи, геологи... Живут как доказательство пророчества В. Маяковского:
«Сидят папаши, каждый хитр.
Землю попашет, попишет стихи».
Выбор песен, создаваемых непрофессиональными поэтами и композиторами, огромен. Б. Окуджавой, Н. Матвеевой, А. Городницким, С. Никитиным и другими написаны сотни песен. Иногда эти песни можно встретить в журналах, телевизионных фильмах. Некоторым повезло больше: А. Иванченков открыл для песен Ю. Визбора космическую сцену, мелодия С. Никитина «Под музыку Вивальди» звучит в прекрасном исполнении оркестра Поля Мориа и т. д. А сколько тысяч песен останутся неизвестными! Неужели из этих тысяч мы не смогли бы выбрать настоящие песенные шедевры? Если использовать одновременно с профессиональными могучий пласт самодеятельных песен, то появится выбор хорошего из всей массы, а потом лучшего из хорошего. И все это в наших руках, все это выполнимо. Только надо тщательно продумать весь объем работы, назначить компетентных рецензентов, организовать совет по популяризации самодеятельной песни, дать ей хотя бы 15 минут в передаче радиостанции «Юность» и т. д. Надеюсь, что кое-кто помнит, как в начале 60-х годов вышеупомянутая станция транслировала чудесные концерты-конкурсы самодеятельной песни. И от них всегда веяло истинно молодежным энтузиазмом, свежестью и оптимизмом
Говорят о самодеятельной песне многие, но до сих пор у некоторых из них нет четкого представления, что же это такое. Я могу говорить только о той классификации, какая принята в Клубе самодеятельной песни Ярославского медицинского института. Мы взяли за основу принцип происхождения песен. Наиболее употребимые термины «песня непрофессиональная или самодеятельная» означают, что мелодия написана непрофессиональным композитором или заимствована у другой песни. Автор музыки считается непрофессионалом, если он не член Союза композиторов СССР и работа над музыкальными произведениями не его основная работа. Общепринятым является последнее название – самодеятельная. Однако у человека, впервые встречающегося с афишей концерта самодеятельной песни, возникает образ этакого массовика-затейника в картузе и с гармошкой. Во избежание этого мы стали чаще употреблять термин «авторская песня». Тогда у читающего возникает вопрос: «А что «это такое?». Он начинает внимательно читать афишу, и у него отпадает представление о гармошке и частушках.
Раньше говорили «туристская песня». Самодеятельную песню и сейчас иногда можно называть туристской по содержанию, если в ней поется про туристов, атрибуты турпоходов, маршруты и места, где эти туристы бывали. Или же «студенческая песня» (опять же по содержанию) – в ней поется о студентах, их учебе, работе, лекциях, зачетах, экзаменах и т. д. Часто говорят: «песни бардов и менестрелей». Небольшой экскурс в историю покажет, что барды (авторы и исполнители) и менестрели (исполнители) ходили по городам и выступали со своими представлениями-концертами. И уж если быть последовательными до конца, то написание песен и их исполнение было основной оплачиваемой работой, средством существования бардов и менестрелей. То есть по тем временам они были профессионалами!
Особо можно выделить песни профессионалов, ранее хорошо известных как самодеятельные авторы. Подобные песни обычно исполняются наравне с самодеятельными. С другой стороны, профессиональное исполнение самодеятельной песни артистами эстрады, театра, кино, ВИА не дает основания относить песню к профессиональным, принимая во внимание основной принцип классификации.
Самодеятельная песня рассчитана в большинстве случаев на камерное исполнение и иногда проигрывает перед большой аудиторией. Кроме того, по мнению некоторых музыкальных критиков, гармония самодеятельной песни порою бывает проста и несамостоятельна, поэтому ведущим должен быть текст: интересный, содержательный, чем-то обращающий на себя внимание.
Сейчас, когда политика партии направлена на дальнейший расцвет творческой активности нашего народа, надо серьезнее относиться и к песням. Я всегда внушаю студентам, что песня – это идеологическое оружие. И если мы не будем развивать наше национальное творчество, в его пустоты будет вливаться поток низкопробной халтуры порой явно аполитичного содержания. И вот последний пример. Захожу как-то в молодежное кафе, там, конечно, музыка «на всю катушку». И вдруг начинаю разбирать припев: «Чингисхан и т.д.» Спрашиваю – мне поясняют: поет западногерманский ансамбль «Чингисхан». Вот так: слушаем, как зарубежные маги музыки призывают нового Чингисхана. И где слушаем?! На земле, по которой он прошелся огнем и мечом...
Пусть несколько многотемно, но хотелось высказаться о волнующем. Желаю поэтому вашему Клубу чаще вызывать людей на взволнованную откровенность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.