Выпад был столь стремителен, что я, честно говоря, его попросту прозевал. Только приглядевшись, понял: дело сделано. Игла микроинъектора проникла сквозь оболочку клетки.
– Чистая работа!..
– А иначе у нас и нельзя, – улыбнулся мой собеседник, главный инженер специализированного конструкторского бюро биологического приборостроения Анатолий Матвеевич Хохлов.
Аппаратура, разработанная конструкторами СКВ совместно с учеными Института биологической физики АН СССР, предназначена для операций... на живой клетке!
Чтобы наглядно представить «плацдарм» действий специалистов, скажу: средний размер клетки раз в сто меньше диаметра человеческого волоса. А чтобы проникнуть в нее, нужны, стало быть, еще более тонкие, тончайшие инструменты, ювелирная методика работы.
Еще лет десять назад биологи в своих исследованиях использовали лишь два инструмента: микроскоп и иглу. Ну и, конечно, собственные глаза и руки, умудренные опытом многолетних неудач. Именно многолетних. Только для того, чтобы набить руку, освоить навыки работы с клеткой, биологам приходилось действительно затратить несколько лет труда. А уж терпения при этом расходовалось!..
Конечно, такое положение дел никого не устраивало. С ним приходилось мириться лишь потому, что техника до недавнего времени попросту не обладала средствами механизации, а тем более автоматизации операций такого класса.
Но прошло время, и вот передо мной комплекс из пяти приборов, каждый из которых может быть использован и как самостоятельный аппарат. Все они предназначены для проведения микрохирургических и микроэлектродных исследований клеток и тканей. С их помощью познаются не только глубинные тайны жизни, но и создаются условия для устранения тех или иных ошибок, допущенных природой.
Каждая работа, как известно, начинается с изготовления необходимого инструмента. И вот в комплексе предусмотрена стеклодувная мини-мастерская, с помощью которой каждый исследователь может подготовить все необходимые ему инструменты и приспособления. Делаются они обычно из стекла, поскольку именно этот материал наиболее удовлетворяет предъявляемым требованиям: он тверд, прозрачен, легко стерилизуется. позволяет вытягивать тончайшие нити и трубочки...
Итак, за дело. Для того, чтобы подготовить необходимые заготовки, нам вовсе не придется осваивать все тонкости стеклодувного ремесла. Надо лишь ввести программу да нажать кнопку. И дальше все пойдет, как в сказке, само собой. За считанные минуты аппарат размягчит стекло, вытянет из него трубочки необходимой длины и диаметра, обрежет их и сложит аккуратной стопочкой.
Теперь нам нужно сделать из заготовок микрохирургические инструменты. Из стеклодувов переквалифицируемся в кузнецов. Это ничего, что «кузница» вполне свободно умещается на лабораторном столе. Под оком микроскопа, на крошечной наковаленке, уже после небольшой тренировки каждый желающий, словно заправский Левша, выкует миниатюрные иглы, крючки, скальпели – словом, все необходимое для операций на клетке.
Но вот инструменты готовы: можно еще раз сменить профессию. Теперь нам предстоит оперировать клетку-невидимку. Должен, однако, предупредить: хотя мы и вооружились необходимым инструментом, задача эта не из легких. Для начала нам придется стать детективами и подыскать подходящую для эксперимента клетку.
Какая именно клетка нужна? Это зависит от вида и характера проводимого опыта. Одних ученых интересуют законы обмена веществ, других – коды наследственности, третьих – тайны памяти...
Квадрат за квадратом внимательно осматривает исследователь район поиска. И в этом помогает ему техника: столик микроскопа, на котором лежит покровное стеклышко, при помощи микрометрических винтов может перемещаться на доли миллиметра в ту или иную сторону.
Но вот, наконец, нужная клетка обнаружена. Теперь надо изолировать ее от сотен подобных, перенести на чистую часть покровного стекла. И снова на помощь исследователю приходят надежные помощники – микроманипуляторы.
До того, как я побывал в Пущине, мои познания о манипуляторах были вполне традиционными. Манипулятор – это набор металлических штанг, шарнирно скрепленных между собой. С одной стороны они, эти штанги, имеют рукоятки для управления, с другой – захваты и приспособления для необходимых операций. Словом, это простейшие роботы – усилители и удлинители человеческих рук.
Но, оказывается, манипуляторы еще способны в сто и даже в тысячу раз уменьшать размах движения человеческой руки, одновременно во столько же раз повышая их точность. В СКВ созданы микроманипуляторы, прямое назначение которых – помогать биологам вести операции на отдельной клетке, делать уколы-инъекции микробам и бактериям!
А между тем сотрудники конструкторского бюро не видели в своей разработке ничего удивительного. Разговаривал ли я с Владиславом Тимофеевичем Сурковым, подходил ли к Юрию Алексеевичу Попову или к Вениамину Ивановичу Решетникову, каждый из них отвечал на мои вопросы примерно одно и то же:
– Ну что вы! Обыкновенная работа. Сначала сделали ориентировочный проект, потом его уточнили. Теперь ведем совершенствование получившихся конструкций...
Между тем удивляться здесь есть чему. Впрочем, попробую рассказать все по порядку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть