– Автор прекрасно сделал, что решил писать книгу не для интеллигентов (как у нас принято писать книги, подражая худшим манерам буржуазных писателей), а для трудящихся, для настоящей массы народа, для рядовых рабочих и крестьян.
Именно таких пособий не хватает нам для настоящей учебы, – скажет Владимир Ильич и заметит не без укора: – Если бы все литераторы-марксисты вместо политической трескотни «засели за такие же пособия по всем без изъятия общественным вопросам...».
Не просто организовать ликбез, еще сложнее всерьез поставить народное образование. Культурная революция диктует: учение, воспитание, образование новых поколений, которые будут создавать коммунистическое общество, не могут быть старыми – слишком много неизлечимых пороков у царистской школы. Но было бы непростительным легкомыслием, огромной ошибкой отказаться вообще от усвоения накопленных богатств. Коммунизм мы можем строить только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том, запасе человеческих сил и средств, которые остались от старого общества. Значит, надо уметь различить, что было плохого в старой школе и что полезно нам выбрать для строительства новой школы. Неотступно и пристально следит Владимир Ильич за ее развитием, деятельно помогает в ее первых шагах, для чего использует и откровенные объяснения с учительством при неоднократных встречах, и страстные обращения к комсомолу, к молодежи.
В дни, когда будет утверждаться программа ГОЭЛРО, состоится партийное совещание по вопросам народного образования, на котором Надежде Константиновне предстоит выступать. Просмотрев подготовленные ею тезисы, Ильич сделает исключительно ценное замечание, предупредив, что это «черновик»: «Я еще раз и два обдумаю это». И действительно, вскоре он составит «Директивы ЦК коммунистам-работникам Наркомпроса», а затем обстоятельно прокомментирует их в правдинской статье «О работе Наркомпроса», отстаивая и развивая положения партийной программы.
Он прежде всего подчеркнет принципиальное значение политехнического образования, поставит вопрос о немедленном переходе к его доступным формам и подскажет: обязательно надо ввести ряд практических работ, какие только возможны с электричеством. Но посоветует избегать ранней специализации, а всякие псевдоученые рассуждения о «монотехническом» образовании посчитает вредными, предложит и в профтехучилищах расширять общеобразовательные предметы.
Конечно, не нужно отрываться от теперешней действительности – развивать ремесленные навыки, но не в ущерб общему образованию. Владимир Ильич, как подчеркивала затем Н. К. Крупская, ратует за школу труда; школу, тесно связанную с жизнью; открывающую ребенку самые различные сферы приложения сил; за школу, которая учит коллективистской жизни, создает условия для развития человеческой личности.
С другой стороны, по мысли Владимира Ильича, распространение и качественное совершенствование образования, развитие личности прямо ведет к повышению общей культуры. А задачу подъема культуры жизнь уже ставит в число первоочередных. «Нам недостаточно ликвидировать безграмотность, – скажет он политпросветчикам на П съезде, – нужно еще строить советское хозяйство, и тут на одной грамотности далеко не уедешь... Надо осваивать современную культуру труда».
«Научиться работать, – будет он далее развивать свою мысль, – это теперь главная, действительно общенародная задача Советской республики. Добиться поголовной грамотности; ни в коем случае не ограничиться этим, а во что бы то ни стало пойти дальше и перенять все действительно ценное из европейской и американской науки; – это наша первейшая и главнейшая задача».
Сложной прогрессией видятся Владимиру Ильичу пути образования в исторической перспективе. Не случайно свою крылатую формулу: «Коммунизм Советская власть + электрификация» он подкрепляет в «Заметках об электрификации» следующими положениями:
– ...Общий и единый план: централизация внимания и сил народа.
– Подъем культуры (трудящихся).
– Не простая грамотность.
Встретит страна второй Октябрь,, и третий, будет готовиться к встрече четвертого; вырвется из тисков блокады и гражданской войны, с великим усердием начнет мирное строительство, войдет в полосу нэпа. Вновь соберутся комиссары армий просвещения, и Ленин оценит все, сделанное подвижниками народного образования, Политпросветчиками; всесторонне проанализирует и решительно обновит ту сложнейшую, исключительно острую ситуацию, гвоздем которой стала новая экономическая политика. Вспомнит тогда Владимир Ильич и ВЧК по ликвидации безграмотности; вспомнит, чтобы отдать дань признания и вынести приговор.
Мы много, скажет он, «наделали чудес и в военной области и в других»; чудом было и ВЧК ликбеза; но самым большим чудом стала бы ликвидация этой комиссии по ликвидации... ибо так бороться с безграмотностью можно только в условиях чрезвычайных, в обстановке полудикости... За ликвидацией безграмотности должна последовать ликвидация политической инертности. Надо добиваться, чтобы человек, научившийся читать и писать, «получил возможность применить это умение... к улучшению своего хозяйства и своего государства». Надо добиваться того, чтобы он умел пользоваться хорошими советскими законами и беспощадно искоренил такие явления, как бюрократизм, волокита, взяточничество. Отсюда складывается новая миссия поборников политического просвещения – научить народ, как достигать практических результатов в строительстве социализма, как применять в жизни справедливые законы и установления.
Четыре заповеди услышат политпросветчики от Владимира Ильича:
1. Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости;
2. ликвидируй безграмотность;
3. борись с взяткой;
4. проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства».
...Еще раз взглянем на историческую фотографию. Ленин в метре от кинокамеры. Он весь в мыслях, взбудораженных съездом энтузиастов-просвещенцев. Даже этот его жест кажется не случайным. Он словно зовет дружески, ободряюще: идите с нами на поприще просвещения, если вы радеете за интересы народа; вам будет трудно, но Мы вместе добьемся большого успеха.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.