Вот основные вехи культурной программы Московских Игр, стартовавшей 28 июня 1980 года. 30 июня в Культурном центре Олимпийской деревни состоялся концерт мастеров искусств, приуроченный к ее открытию. Кстати, впервые непосредственно в «деревне» организуется своя собственная, предназначенная для спортсменов-олимпийцев культурная программа. В нее включено 37 концертов и множество творческих встреч. Началу 83-й сессии Международного олимпийского комитета посвящен торжественный концерт в Большом театре Союза ССР, назначенный на 14 июля. А 18 июля в Кремлевском Дворце съездов пройдет большой праздничный концерт, которым мастера искусств будут приветствовать открытие Игр ХХП Олимпиады.
За время Олимпиады-80 будет показано 144 балетных и оперных спектакля и 450 постановок на сценах драматических театров, около 1500 концертов и 350 цирковых представлений. 40 музеев и выставочных залов распахнут свои двери перед гостями и участниками Игр. По олимпийской программе будут работать в эти дни 5 музыкальных и 12 драматических театров, 7 симфонических оркестров, 6 академических хоров, 15 камерных ансамблей, около 30 народных певческих и танцевальных коллективов, 4 цирка (кроме двух постоянных, еще и два шапито, развернутые в московских парках). Специально подготовленный кинорепертуар ждет посетителей 40 кинотеатров столицы.
К началу Игр приурочены вернисажи во многих московских музеях и картинных галереях. Например, в залах Музея имени А.С.Пушкина развернута выставка «100 произведений из Государственного Эрмитажа», в Центральном выставочном зале – экспозиция «Спорт – посол мира», в залах Академии художеств СССР – международная выставка детского рисунка «Я вижу мир». Можно также назвать экспозиции декоративно-прикладного искусства «Художественный фарфор и стекло», «Русские самовары» и многие другие.
Среди участников культурной программы – наиболее уважаемые и талантливые художественные коллективы: Большой театр Союза ССР. МХАТ, Малый театр, театр кукол под руководством Сергея Образцова, Государственный симфонический оркестр СССР, ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, хореографический ансамбль «Березка», ансамбли танца Грузии, Армении, Молдавии, узбекский «Бахор», латвийский «Дайле» и другие. В спектаклях, концертах, представлениях выступят народные артисты СССР, талантливые исполнители, прославленные в нашей стране и за рубежом.
Интересными событиями станут праздники искусств: День поэзии, День советской музыки, День кино, День театра, День эстрады и цирка, День творческой молодежи. Обширные культурные программы подготовлены и в других олимпийских городах. В Ленинграде участников и гостей Игр ждет знакомство со знаменитыми дворцами-музеями и парками Петро-дворца, Павловска, Пушкина. В Минске состоится фестиваль народного творчества. В Таллине запланированы народные певческие празднества и театрализованные представления и шествия, которым придаст особый колорит исторический центр города с его памятниками архитектуры.
Олимпийские игры – это встреча спортивной молодежи планеты. Поэтому и в культурной программе Олимпиады-80 примет самое активное участие творческая молодежь нашей страны. Центральным событием Дня творческой молодежи станет праздничный театрализованный концерт в киноконцертном зале «Октябрь», построенный как приветствие молодого поколения нашей страны участникам Олимпиады. Названием одного из эпизодов этого представления стала строка из популярной советской песни: «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве!». В сущности, эти слова можно было бы сделать эпиграфом и ко всей культурной программе Олимпиады-80.
Главное на Олимпиаде – это, разумеется, спортивные соревнования, но все, кто когда-либо побывал на Олимпийских играх, вспоминают не только состязания, но и волнующие церемонии открытия и закрытия Игр. В самом деле, эти два события – начинающее и завершающее всемирный праздник молодости и дружбы – неизменно становятся удивительным, неповторимым, символическим зрелищем.
Около двух лет готовились мы к проведению этих церемоний. Изучали опыт наших предшественников, исследовали иконографический материал и кинодокументы, расспрашивали тех, кто наблюдал такие торжества и участвовал в них. Но главным руководством к действию стала, естественно, Олимпийская хартия, в которой четко регламентируется весь распорядок церемоний и их кульминационные моменты: парад участников Игр, внесение и поднятие олимпийского флага, зажжение Олимпийского огня и другие эпизоды.
Задачу режиссуры мы видели в том, чтобы, ни в чем не отступая от буквы и духа хартии, сделать церемонии максимально выразительными. Один из самых торжественных и ярких моментов открытия – зажжение Олимпийского огня. Разные режиссерские приемы использовались в этом эпизоде праздника: факел несли юноша и девушка или только юноша, под музыку или под многократно усиленный стук человеческого сердца... На открытии же Игр ХХП Олимпиады завершающий этап эстафеты пробежит прославленный советский спортсмен Виктор Санеев. Под звуки исполняемой большим хором оратории, написанной на слова оды Пьера де Кубертэна, Санеев доставит факел с Олимпийским огнем к гигантской чаше, которая установлена над Восточной трибуной Большой спортивной арены Центрального стадиона имени В. И. Ленина. И как только огонь вспыхнет в чаше, в небо взовьются пять тысяч голубей.
О подробностях этого ритуала рассказывать, пожалуй, не стоит, здесь зрителей ждут некоторые режиссерские сюрпризы. А вот о самом носителе огня сказать надо. Трехкратный чемпион Олимпийских игр в тройном прыжке, обладатель несметного множества спортивных титулов и рекордов, Виктор Санеев пользуется большим авторитетом и у миллионов болельщиков и у олимпийцев всего мира. Виктор родился в 1945 году. Это совпадение представляется мне символичным. Появившийся на свет, когда отгремели уже мирные залпы победного салюта, Виктор Санеев принадлежит к тому поколению, которое никогда не слышало звука падающей бомбы и которое выросло в ощущении, что дружба и взаимопонимание – единственно правильные взаимоотношения между людьми.
Символичны и многозначны будут и многие другие эпизоды торжественных церемоний. Так, по нашему замыслу, парад участников Игр откроет головная колонна, как бы воскрешающая прекрасные страницы истории олимпизма. Живописные группы юношей и девушек в древнегреческих костюмах и колесницы, запряженные четверками лошадей, доставят на поле символ олимпийского движения – пять олимпийских колец и эмблему Московской Олимпиады. Замыкающие эту колонну девушки с цветами в руках усыплют путь, по которому затем пройдут олимпийцы, лепестками роз...
Церемонии открытия и закрытия будут состоять не только из обязательных элементов, возвещающих о начале и завершении Игр, но и, так сказать, из «показательной программы». Перед собравшимися на стадионе и миллионами телезрителей выступят мастера спорта по гимнастике и юные спортсмены, а также мастера народного танца.
Зрелищным аккомпанементом обеих церемоний явится художественный фон Восточной трибуны – тысячи спортсменов с помощью деталей костюмов, разноцветных флажков, вееров и других изобразительных элементов словно бы нарисуют на наклонной плоскости около сотни разнообразных рисунков, начиная от национальных орнаментов союзных республик нашей страны и кончая олимпийским Мишкой. Талисману Игр Мише, кстати говоря, отводится особая роль в торжествах – симпатичный, лукавый медвежонок не раз появится на поле стадиона, а в финальной части церемонии закрытия его фигура, освещенная огнями праздничного фейерверка, поднимется в московское небо.
Но, пока до этого чуточку грустного момента расставания еще далеко, хочу сказать несколько слов об участниках торжественных церемоний. Помимо спортсменов-олимпийцев и официальных лиц, к этим празднествам готовятся свыше 17 тысяч физкультурников и артистов. Для них сшито более 30 тысяч костюмов по эскизам, выполненным группой талантливых художников-модельеров под руководством главного художника церемонии Рафаила Казачека. В торжествах примет участие сводный духовой оркестр в составе 600 музыкантов. Большую работу проделали для подготовки церемоний видные советские композиторы Александра Пахмутова, Эдуард Артемьев, Карен Хачатурян, Евгений Дога, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс. Ода на стихи Кубертэна прозвучит в переводе поэтессы Наталии Кончаловской, а греческий Олимпийский гимн перевел на русский язык Роберт Рождественский.
И еще об одной стороне наших приготовлений хотелось бы рассказать. Почти четверть века назад, в канун открытия Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве, я объявил по телевидению, что гарантирую в этот день хорошую, солнечную погоду. Утро началось с дождя, но за час до торжественного шествия, постановщиком которого я явился, дождь кончился и засияло солнце. Поначалу, должно быть, телезрители мне не поверили, зато потом меня начали подозревать в неких мистических способностях. Ничего подобного – тогда я просто угадал.
Но вот что касается открытия Олимпиады-80, тут уж могу заявить со всей ответственностью: солнечная погода в этот день обеспечена. Я так смело даю гарантии потому, что надеюсь на советских ученых, которые научились защищать от произвола стихий, скажем, виноградники и хлебные поля. Так что 19 июля зонт брать с собой не стоит: в этот день Играм ХХII Олимпиады в Москве улыбнется солнце.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.