– Конечно, обновляться можно только через музыку.
– А музыка может меняться, только если будет меняться композитор. Это трудное дело – успевать за временем?
– Во всяком случае, не очень простое. Рок-музыка – такой огромный мир, настолько отличающийся от серьезной современной музыки, что требует совершенно иного творческого подхода.
В годы моей композиторской молодости был целый ряд композиторов, которые работали параллельно в разных видах музыкального творчества: одновременно писали симфоническую и эстрадную музыку. Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Вениамин Баснер – могу и себя причислить к тому поколению – создавали много произведений эстрадного плана. Это не был джаз в чистом виде. Скорее это была музыка с элементами джаза, чаще всего – пьесы для эстрадных оркестров, песни. Именно на это время приходится расцвет песенного творчества Аркадия Островского, высший взлет ансамбля «Дружба». Тогда стиль эстрадной и легкой музыки, манера их исполнения, пожалуй, были более близки принципам серьезной музыки. Поэтому мы могли выступать сразу в двух ликах – «серьезных» композиторов и композиторов эстрадных. И уж если быть до конца откровенным, мы пребывали в том возрасте, когда нам были близки вкусы и увлечения молодежи.
Рок-музыка – это совершенно иная область, более далекая от жанров серьезной музыки, чем джаз. Во-первых, нынешние рок-группы используют инструменты, которых практически нет в симфонических оркестрах: например, набор несколько иных, чем в симфоническом оркестре, ударных, другой стала даже манера игры на них. широко используются электромузыкальные инструменты: электроорганы, электропианино, электроклавесины, синтезаторы.
Другой инструментарий и разговор ведет на другом языке. Чтобы понять его, пользоваться им, его необходимо освоить, специально изучить. Происходит естественное разграничение.
Я думаю, что в налги дни композитор не может писать симфоническую, а завтра рок-музыку, при этом используя одни и те же средства, одни и те же приемы. Каждый раз он должен переключаться, знать совершенно разные системы композиции, другие инструменты, не говоря о том, что сама система сочинения в рок-музыке связана с техникой записи сложного звукового наложения, совмещения разных звуковых эффектов. Это же совершенно иной вид композиторского труда. Именно поэтому сейчас мало композиторов, которые, с успехом совмещают работу в двух областях творчества, но зато появились,. конечно, композиторы, успешно сочиняющие в жанре рок-музыки.
Одними из первых заявили себя в новой области Давид Тухманов, Раймонд Паулс, Александр Рыбников, Александр Журбин. А те авторы, чьи песни еще совсем недавно были столь популярными, постепенно стали уходить на второй план.
– А перестроиться на новый лад трудно?
– О рок-музыке часто говорят, что это музыка восемнадцатилетних. И это касается не только тех, кто ее слушает, ею увлекается, но и тех, кто ее пишет. Веберу и Раису, авторам рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», было по двадцать с небольшим, когда они написали ее.
Я считаю, что рок-музыка, ее стиль требуют от композитора глубокого понимания молодости, полного слияния с ней. Не искусственного, с высоты другого возраста, а именно с позиций сверстника тех восемнаддати-двадцатилетних, для которых пишешь. Наверное, можно быть чуть старше, но не настолько, чтобы идти в своем творчестве лишь от мастерства, знания профессии. Нужно, чтобы еще сохранились полные и подлинные ощущения молодости. Иначе вряд ли удастся стать лидером у этого поколения.
Мне показалось, что Петров сказал это с сожалением, поэтому спрашиваю откровенно:
– А вы могли бы стать таким лидером?
– В рок-музыке – нет, и совсем не потому, что мне будет трудно написать песню или цикл песен, скажем, для Александра Градского, какой-нибудь группы. В принципе сделать это можно. Но... во-первых, мне придется провести большую подготовительную работу. Что-то заново прослушать, полистать чужие партитуры, получить консультации, чтобы полностью окунуться в этот стиль. Придется на несколько месяцев обложиться пластинками, записями, справочниками, вспомнить свой опыт работы в легкой музыке. Думаю, со своей задачей справлюсь. Но несмотря на то, что я люблю рок-музыку, с удовольствием ее слушаю и стараюсь быть более или менее в курсе всех основных событий в этом жанре, я не уверен, что мой труд, потребовавший стольких усилий и времени, будет попаданием в «десятку». Получится нечто, что произведет, вероятно, вполне достойное впечатление. Но вот увлечет ли это по-настоящему молодежь?.. Вряд ли...
– Что вы имеете в виду под попаданием в «десятку»?
– Скажем, сделать такую же популярную грампластинку, какую записал в 1977 году Давид Тухманов – «На волне моей памяти». Рок-музыка – это огромный мир, который растет, развивается, обогащается, и чтобы в нем чего-то добиться, надо посвятить этому если не всю жизнь, то довольно большой отрезок ее.
– Как это ни странно, но порой встречаешься с мнением, что легкой музыкой увлекаются люди не особенно серьезные, что любовь к ней – дурной тон.
– Я считаю, что оценивать человека на основании его увлечений тем или иным музыкальным жанром – занятие не особенно надежное. Музыку нужно воспринимать во всем ее многообразии: от народной до симфонической, от старинной до современной. Однобокое увлечение ею, на мой взгляд, так же неправомерно, как в литературе было бы неправильно увлекаться только фельетонами и юмористическими рассказами, полностью игнорируя прозу, поэзию, драматургию. В моем представлении только тот человек гармонично развит и воистину духовно богат, который любит одинаково пусть и не все музыкальные жанры, но уж во всяком случае не один-единственный.
– Вы сказали, что в легких жанрах происходит быстрая смена моды и стилей. Значит, и нынешние увлечения преходящи. Куда придет легкая музыка, скажем, через десять – двадцать лет?
– Просчитать трудно. Но есть общие тенденции, которые уже начали намечаться и, я думаю, будут развиваться в дальнейшем. Дело в том, что развитие серьезной и легкой музыки в послевоенный период было связано с открытием многих новых средств музыкального выражения: новых звуковых соотношений, гармонии, ритмов, приемов оркестровки. Даже старые инструменты стали использоваться по-новому. Есть такие музыкальные пьесы, что, слушая их, не сразу понимаешь, на чем играют. Оказывается, нормальные скрипки, контрабасы, виолончели – самый обычный струнный оркестр. Но музыканты извлекают звуки неведомыми до сих пор способами: постукивают смычками, трут струны, играют за подставкой, там, где никто раньше не играл, во время игры спускают струны колками.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.