Думается, ответа на свои вопросы «Как пропускать ребят в женское общежитие? По каким документам?» работница тамбовского общежития № 2 В. Красноселова в этом письме так бы и не нашла. В других письмах тоже. То есть не узнают о том, какой должна быть разумная система, и читатели «Смены». Не узнают и те, от кого могло зависеть введение такой системы в общежитиях, откуда пришли письма. И она не будет там введена. Потому что нельзя ввести того, чего еще не существует. Догадаться, кто в результате этого окажется в самом большом проигрыше, нетрудно: те, кто живет в общежитиях.
«Культурно-массовые мероприятия? Это же общежитие, а не балаган. Здесь нужно жить и работать, а все остальное – лишнее». В. Син-Ли, Бийск.
Скажем сразу, с таким взглядом на жизнь в общежитии строгий товарищ из Бийска оказался в решительном и абсолютном одиночестве. Остальные читатели с ним не просто не согласны, не согласны категорически. «Больше интересных вечеров отдыха!», «Больше диспутов на актуальные темы!», «Больше дискотек! Встреч с интересными людьми!», «Ну почему же так скучно бывает в общежитиях?!», «Почему так много обязательных, но скучных, без выдумки подготовленных мероприятий, на которые собирают по приказу?»
Все эти вопросы живо волнуют и тех товарищей, которые сначала безапелляционно заявили, что они во всех случаях предпочитают проводить свободное время за пределами общежития. А потом в их письмах ясно чувствуется: не во всех случаях, а тогда, когда ничем интересным занять себя в общежитии нельзя.
Жаль только, опять за этим позиция, которую трудно назвать иначе, чем иждивенческой: сделайте нам интересно – мы придем и с удовольствием повеселимся. Славно отдохнуть готов каждый. Славно потрудиться для этого желающих много меньше. Как же так, товарищи? Ведь верно пишут ребята с КамАЗа: «Нужно искать новое, уходить от стереотипности».
Права молодой мастер профтехучилища из Вязьмы А. Хомякова: «У нас не пользуются популярностью лекции и вечера поэзии из-за слабого интереса к ним, а также из-за несерьезного отношения к подготовке подобных мероприятий». Но кто же мешает отнестись серьезно? А может, правильнее спросить – что? И подумать о своей позиции в этом вопросе?
«Смыться» от опостылевшей скуки общежития в кино или на танцы, в пивную или просто шататься по улицам достаточно просто. Ну, а если задуматься: что человек при этом находит, а что теряет? Что находит – пусть каждый ответит себе честно сам. А вот что теряет...
«Высказавшись с позиции человека уставшего, мечтающего о праве на уединение, на невмешательство в личную жизнь», В. Карпова затем пишет:
«Иногда же в порыве оптимизма я думаю, что в специфике общежития есть и положительное – это широкие возможности контактов с людьми, контактов непринужденных, полезных. И возможности эти есть в любом общежитии. Значение свободного общения у нас недооценивается, а стоит за ним, по-моему, очень многое: отсутствие ханжества, сознание ограниченности собственных знаний, потребность в их пополнении, необходимость думать и высказываться, возможность самоутверждения. Но такими признаками, по-моему, характерно лишь общение, основанное на взаимном интересе друг к другу. И мне кажется, именно интерес к людям – это путь, уводящий от бездуховности. А откуда берется интерес к людям? Можно ли воспитать его в человеке? Для меня это очень сложный вопрос. Как растопить лед предубеждения, недоверия многих ко многим? Как убедить, что радость творчества не выдумка, а наслаждение словом, строкой не кривлянье?»
Трудные вопросы. Но искать ответы на них необходимо. А найти, видимо, можно, лишь идя навстречу людям, не пряча от них своих радостей и сомнений, в общении, основанном на взаимном интересе. Не собираемся подводить к тому, что оно возможно лишь в стенах общежития. Мысль не о том. А о том, что общежитие, где собираются люди, занятые одним делом, то есть имеющие прочную основу для общения, такую возможность дает. И как обидно, когда она не замечается, не используется. Безвозвратно и беспечно теряется.
А как это много и здорово для жизни, когда взаимообогащающее человеческое общение становится повседневной реальностью. Очевидно, потому и наполнено спокойной уверенностью в настоящем и будущем своего сына (живущего в одном из общежитий Смоленска) письмо А. И. Мошнякова, что, побывав в общежитии, он убедился: рядом с сыном хорошие, интересные парни, которые и поддержат всегда и помогут, не дадут замкнуться в себе, научат жить навстречу людям.
Читательская почта еще раз убеждает в справедливости старой истины: «Заниматься какой-то воспитательной работой среди людей – тем более людей взрослых! – попытаться повлиять на них, попробовать заставить задуматься о жизни и пересмотреть неправильные взгляды на окружающий мир можно лишь при соблюдении принципа уважения их личностей». Иначе такая воспитательная работа становится не просто бесполезной и безрезультатной, но и вредной. И это закономерно.
«Потому что именно формирование личности, человека с развитым чувством собственного достоинства, с высокими нравственными качествами – и есть, собственно, конечная цель воспитания» (В. Хализев, Альметьевск).
Но эта же почта подтверждает и другое: во многих общежитиях так и не решена проблема человека, который должен заниматься воспитанием – и занимается! – воспитателя. Среди воспитателей по-прежнему много случайных людей, не имеющих не то что педагогических знаний, но и склонностей к педагогике. Не пустить, запретить, проконтролировать, а то и подслушать или даже обыскать – вот их методы. Совет общежития? Подчинить полностью, подмять под себя. Полная тишина, полный порядок, послушные глаза – их идеал. А что за этим? «Девушка, притворно потупив взор, выслушает нотацию воспитательницы (так хочется поставить это слово в кавычки!), вслед ей скажет недоброе слово» (К. Валентинова, Днепропетровск).
Как оценить такую воспитательную работу? Между прочим, речь идет об образцовом общежитии. Выходит, работу уже оценили и оценили щедро. Только радости живущим здесь эта щедрость не принесла. Потому что оценивалось состояние комнат и помещений общего пользования – и только. Состояние людей оказалось фактором, который можно не учитывать.
До сих пор вся работа в общежитиях, в том числе и культурно-воспитательная, зачастую сосредоточена в руках только работников жилищных контор и управлений, хозяйственных отделов предприятий. Другие в стороне. У этих работников, понятно, свои критерии. Видимо, такой порядок нужно менять. Во всяком случае, направлять культурно-воспитательную работу, оценивать и помогать вести ее должны более компетентные организации.
И главная роль тут должна принадлежать комсомолу. Райкомам, комитетам предприятий. А пока лишь в нескольких письмах мы нашли сообщения о том, что комитет комсомола играет в жизни общежития заметную, руководящую роль. Чаще встречалось другое: «Этой роли не чувствуем», «Не замечаем», «Очень слабую». А наша читательница И. Охотюк выразилась так: «Комитет в общежитии играет роль сочувствующего». Думается, роль малопочтенная. Выбрать место в стороне от событий и вздыхать, когда они идут не так хорошо, как хотелось бы, – не в традициях комсомола. «Вдвойне обидно, когда такое происходит на Всесоюзной ударной комсомольской стройке», – пишет из Нерюнгри В. Лопаткин.
Чем прежде всего следовало бы заняться комитетам комсомола, подсказывают опять же наши читатели: создавать в общежитиях крепкие, инициативные советы, поддерживать их в случаях конфликтов с администрацией (если они, разумеется, правы), работать с ними в постоянном контакте. Через них идти к людям, чтобы знать всегда их настроения и нужды.
Чтобы общежития были тем, чем их хотят видеть люди. И теплым, уютным жильем с разумными, распространяемыми на всех правилами совместной жизни. Одновременно местом, где можно хорошо, интересно и с толком отдохнуть после работы. И своеобразным центром общения разных, но и во многом близких людей. Общения, которое обогащает, формирует взгляды, учит нравственному отношению к жизни. Общения, без которого скудна и скучна жизнь.
Несколько особо тревожных писем редакция направила в соответствующие органы. Вместе с нашими читателями будем ждать на них ответа. Таким образом, наш разговор об общежитии на этом обзоре анкет и писем не заканчивается.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.