Шесть лет работает Остроумова в Московском драматическом театре на Малой Бронной, до этого играла в другом столичном театре – Юного зрителя, была там, что называется, примой. О ее работах той поры много и благожелательно писала пресса. В новом же коллективе Остроумовой не сразу удалось раскрыть свои возможности. Коллеги по сцене утверждают, что ей иногда мешает слишком большая серьезность и частое использование в сценической жизни личного опыта. Но мне почему-то кажется, что они заблуждаются.
Успех сопутствует ей в тех ролях, где она в первую очередь идет «от себя». В этом один из секретов актерской магии Остроумовой.
Есть у нее и другие секреты. Скажем, свое, особое видение мира, зоркий взгляд, умение подмечать в людях их характерные черты, «фотографируя» человека, определять, что в нем главное, а что второстепенное, наносное. Кстати, она и на самом деле прекрасно владеет фотоаппаратом. Ее фотокомпозиции нешаблонны и по-настоящему интересны. Жаль только, что домашние хлопоты не позволяют ей часто брать в руки камеру.
Остроумова же сожалеет только о том, что «ее» режиссеры – Ростоцкий и Матвеев – пока не приглашают сниматься в своих фильмах.
– Может быть, у них и есть желание работать со мной, да сценарный материал не позволяет занять меня. Но будь я на их месте, постаралась бы максимально использовать одних и тех же актеров, с которыми раньше сложились хорошие творческие связи. Потому что там, где собираются единомышленники, обычно получается хороший ансамбль, одна «компания», в которой все прекрасно понимают друг друга.
Спустя несколько дней после разговора с Остроумовой я беседовал с народным артистом СССР Евгением Матвеевым и не преминул его спросить, собирается ли он в дальнейшем приглашать Остроумову сниматься в своих фильмах, и в ответ услышал:
– Да, конечно!
– Работать с Остроумовой легко и приятно. Оля – замечательный человек: честный, отзывчивый, искренний, трудолюбивый, жадный до знаний, очень начитанный – ее эрудиции могут позавидовать и многие актеры более старшего поколения. Остроумова – актриса широких творческих возможностей, которые она все больше и больше раскрывает каждой своей новой работой. А пять лет назад, когда я приглашал ее на роль Мани Поливановой в «Любовь земную», большинство моих коллег не верили в Остроумову, считали, что актриса еще не достигла большого мастерства в искусстве перевоплощения, и всячески отговаривали меня от, как им казалось, опрометчивого шага – снимать Остроумову в этой роли. Однако я поступил по-своему и считаю, что не ошибся. Хотя мы и не сразу нашли взаимопонимание. Да и не все поначалу получалось у Оли, может быть, потому, что она никогда не жила в деревне и, попав в непривычную для себя обстановку, поначалу растерялась. Но со временем ей удалось найти нужные краски. Она до такой степени овладела лексикой и фонетикой своей героини, так прочувствовала народный колорит, так тонко провела линию роли, сумев уйти от традиционности в показе героини-разлучницы, что все те, кто раньше ее недооценивал, поняли, что родилась по-настоящему большая актриса.
В этом лишний раз убеждает работа Остроумовой в только что законченной режиссером И. Поплавской на «Мосфильме» картине «Василий и Василиса» по одноименному рассказу В. Распутина, в котором Ольга блистательно играет строптивую старуху Василису (как видите, она сама не побоялась состарить себя на экране). Даже товарищи по театру, вроде бы хорошо знающие возможности актрисы, и те были прямо-таки ошарашены достоверностью, реальностью Ольгиной Василисы. А одна из подруг призналась: «Сегодня я поняла, что быть красивой для талантливой актрисы трагедия. Нужна такая роль старухи, чтобы тебя по-настоящему оценили...» Здесь, кажется, в самый раз поставить точку. Так я и сделал бы, если бы случайно не узнал об одной истории, связанной с Остроумовой. Вместе с фотокорреспондентом мы однажды отправились к ней домой сделать снимки. Как раз накануне я смотрел в театре на Малой Бронной «Веранду в лесу». В этом спектакле Остроумова играет ботаника Лиду, влюбленную в родную землю, в природу, в свой заповедный край и отстаивающую эту любовь, свои взгляды, свои принципы без скидок на обстоятельства. И, надо же, у самого дома Остроумовой я случайно услышал историю, созвучную теме виденного накануне спектакля.
– Представляешь, на днях рабочие из районного треста по благоустройству собирались спилить эти столетние тополя, – говорил нестарый еще, лысоватый мужчина своему попутчику, показывая на могучие деревья, – кому-то пришло в голову, что они затеняют улицу. И спилили бы, не вмешайся наша соседка артистка Остроумова. Чуть ли не собой деревья заслонила – и спасла. Боевая женщина!
Я закинул вверх голову и увидел, как высоко в небе покачиваются тополиные ветви, словно приветствуя свою спасительницу.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Письма Олега Куваева