Разъехались мы чудом. Хорошо, что он не успел среагировать и не бросился на правую сторону. Ведь я мчался по левой стороне, а он по середине шоссе.
Автомобильные трюки, исполненные или поставленные Александром Микулиным, всегда несут в себе определенный кинематографический образ. Он может быть героическим или ироничным, детективным или комичным... Эта образность в той или иной степени касается любого вида кинотрюков, будь то конные «каскады», работа с огнем, потасовки, падения. В них должен чувствоваться колорит времени, они должны выявлять характер героев, каждый из трюков призван выполнять свою определенную функцию в ряду других образов фильма, он должен быть и эффектным и достаточно эстетичным.
Так что каскадеру для успешной работы в кино необходимо еще обладать и художественным воображением и артистизмом. Тогда появляются в кино такие великолепные трюковые сцены, как сражение Павла Верещагина с отрядом басмачей на борту баркаса в фильме «Белое солнце пустыни». Этот эпизод может уже и сейчас служить классическим примером трюковых сцен.
Массарский, дублировавший актера Луспекаева, вспоминает, сколь тщательно продумывались вместе с режиссером фильма Владимиром Мотылем каждая деталь, каждый шаг и движение участников этой схватки. Шел подлинный творческий поиск средств выразительности, отвечающих духу и замыслу фильма. Как и откуда должны появиться перед Луспекаевым басмачи, как они должны напасть, и как должен защищаться русский силач; какие наносятся удары, чем – все это по многу раз пробовали, меняли, придумывали... В долгих, подчас мучительных поисках родилась эта отточенная, яркая миниатюра, в которой с такой пронзительной ясностью выразились сила и обреченность доброго человека Павла Верещагина – последняя роль замечательного актера Луспекаева. Он один из тех немногих киноактеров, чья физическая подготовка и спортивные навыки позволяют не прибегать к помощи каскадеров во всех тяжелых и опасных эпизодах. Но все же в сцене на баркасе Луспекаева должен был дублировать Массарский, так как болезнь уже сильно подточила здоровье актера. Однако Александр Самойлович отмечает, что ему пришлось работать в этом эпизоде очень немного. Большинство трюков выполнял сам актер. Превозмогая боль, преодолевая невероятные физические трудности, потому что его ноги были поражены недугом. Это была героическая победа человека над жестокой болезнью.
Способность к столь высокой физической и психологической мобилизации воспитывается в человеке прежде всего спортом. Причем только настоящим, большим спортом, а не просто занятиями физкультурой. Именно поэтому за неимением профессиональных каскадеров постановщики фильмов ищут помощников среди спортсменов-мастеров. Может быть, человек неспортивный и хотел бы и пытался бы выбраться из той сложной ситуации, в которую попал Петр Ренский во время съемок фильма «Города и годы», да, наверное, не смог – ушел бы со съемок, и никто бы его за это не осудил.
Но Ренский, дважды чемпион мира по фехтованию, получив по нелепому недоразумению тяжелую рану (шла штыковая схватка и, упав на землю, поднялся именно в тот момент, когда другой каскадер выдернул воткнутую винтовку и штык полоснул его по лицу), все же продолжал делать дубль за дублем. Прервать съемку значило сорвать план работы. Рана нещадно кровоточила, но Ренский взял у гримеров клей и залепил рану. Несколько дублей – и каждый раз приходилось накладывать новый слой клея.
В первом официальном документе, определяющем статус «трюкачей», – положении о каскадерах, его составитель Александр Массарский ставил непременным условием работы человека в этой области высокий спортивный разряд. Этот устав был принят на «Ленфильме» и затем рекомендован для других киностудий страны. Сделаны первые шаги для перехода каскадеров в профессионалы.
Конечно, осуществить это не просто по многим причинам: нужно определить, в каком учебном заведении и как вести обучение каскадерскому делу, чтобы получившие диплом специалисты обладали способностью выполнять разнообразные трюки, стали своего рода многоборцами. Нужна гарантия постоянной занятости в фильмах. Нужно разработать различные нормативы и положения – без этого не обойтись. Работа каскадера не может быть хобби. Слишком много зависит от ее качества: и здоровье людей, и художественный уровень создаваемого фильма, и дальнейшее развитие кинематографа – самого зрелищного и обладающего огромными изобразительными возможностями, которые пока еще в немалой степени остаются лишь потенциальными.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.