Невымышленный рассказ
Зимбабве – одно из самых молодых независимых государств планеты. Народ этой африканской страны добился освобождения благодаря упорной вооруженной борьбе, которую он в течение многих лет вел против гнета белых расистов. Об одном из участников этой борьбы, о человеке, в истории которого отразилась горькая и сложная судьба его родины, мы и хотим рассказать...
С этим человеком я познакомился в Ботсване. Журналистская дорога привела в небольшой городок, где гостеприимные хозяева с гордостью показывали мне среднюю школу-новостройку. Неожиданно из окружившей нас группы местных жителей отделился один и на правильном русском языке произнес:
– Здравствуйте, товарищ! Добро пожаловать в наш город!
Я забросал его вопросами: кто? откуда? Выяснилось, что он окончил педагогический институт в Москве и ныне учительствует в родном городе, в этой самой школе. Новый знакомый – его звали Питер – был очень рад встрече и тут же пригласил к себе в гости. Я с удовольствием принял приглашение.
В небольшом аккуратном домике, куда мы пришли, не было никого, кроме одного довольно мрачного вида человека. «Это мой родственник, – пояснил Питер по-русски, – не будем беспокоить его, у него большое горе».
Сам хозяин был счастлив поговорить по-русски. Разговор шел о Москве, по которой мы оба соскучились. Я рассказывал о том, чего Питер уже не застал, – о новых районах, больших стройках...
Вдруг родственник, молчаливо сидевший в углу, вмешался в беседу:
– Вы говорите по-английски? Правда, что в Москве зимой так холодно, что вода становится твердой, а с неба вместо дождя идет снег – белый-белый?
Я подтвердил этот факт.
– А какой он, этот снег, на ощупь? – продолжал он серьезно свой допрос. – Значит, мягкий и пушистый?
Я кивнул.
Мой собеседник задумался.
– Как же это получается, – строго спросил он, – если почти полгода идет снег и так холодно, что он не тает, то сколько же его накапливается за зиму?
Пришлось объяснить, что ветер зимой собирает снег в огромные сугробы, заметает дороги, которые потом расчищают специальные машины. А в старые времена путники, застигнутые бураном, порой теряли дорогу. И рассказал о старинной русской песне, в которой поется про ямщика, который замерз в степи. Он очень внимательно выслушал мой не очень складный перевод песни. А Питер даже напел мотив.
Гость помолчал, переживая нехитрый сюжет старой грустной песни. Потом неожиданно с болью сказал:
– Вот и со мной случилось почти то же самое. Сначала жена похоронила меня, а теперь...
И рассказал свою печальную историю.
Роберт Мавева, так его звали, был бойцом одного из партизанских отрядов в соседней Зимбабве. Вместе с другими патриотами он сражался за освобождение своей страны от гнета белых поселенцев, которые назвали ее Родезией, по имени одного из первых английских пришельцев – Сесиля Родса.
Война в буше, в зарослях джунглей, полна суровых лишений. Партизанам приходилось сражаться с коварным и хитрым врагом, вооруженным современным оружием, вертолетами и бронетранспортерами. Стремясь задушить патриотов голодом, правительственные войска в районах активных партизанских действий уничтожали продовольствие, сжигали амбары с зерном и урожаи. А чтобы лишить партизан помощи и поддержки населения, сгоняли жителей из мелких деревень в более крупные, так называемые «укрепленные деревни», которые находились под надзором войск. Таким образом, партизанам, когда карателям удавалось загнать их в глубину джунглей и полностью отрезать от внешнего мира, приходилось вести суровую борьбу за существование. «Сражались» с мухами цеце, пили воду из мутных речек.
«Ты чувствовал бы себя здесь уютно, если бы ты был слон», – смеялся командир, подбадривая своих бойцов. Впрочем, слону приходилось плохо, если он встречался на пути. Его убивали, а мясо консервировали особым способом. Это обеспечивало отряд едой на несколько недель.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.