Родник

Елизавета Захарова| опубликовано в номере №1298, июнь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Есть на Востоке древняя легенда о караване, заблудившемся в пустыне и в течение долгих суток бредущем без воды. Когда изможденные люди не могли двигаться и не было уже надежд на спасение, вдруг появился юноша. Он окинул взглядом бескрайние просторы пустыни, посмотрел на отчаявшихся людей и уставших животных, на раскаленное солнце, не щадившее ни небо, ни землю, ни путников, и неожиданно запел... Его голос вливал в людей силу и бодрость. Его пение было подобно струе прохладной воды.

Юноша пел и пел, пока сквозь раскаленные пласты песка не пробилась голубая жилочка родника.

Эта легенда, услышанная Ренатом Ибрагимовым еще в детстве, потрясла его воображение и долго грела сердце, притягивала недоступной глубиной.

Песни, живительные, как родник, слушал он, гостя в селе у родственников под Казанью, когда с мальчишками-сверстниками наблюдал за уенами – молодежными играми с песнями и хороводами вокруг ночного костра. Смоляное небо с яркими звездами и летящими к ним легкими искрами, таинственная темнота и тишина ночи, подступавшие вплотную к огню, были словно непременными участниками песенного действа. И оттого песня казалась одухотворенной, принимала зримый образ, сливаясь то с тонкой березкой, то с причудливым пламенем костра, то с падающей с неба звездой...

Песня кочевала из легенды в жизнь, из жизни возвращалась в легенду. Звуки рождали яркие краски и образы, краски начинали звучать, мир раскрывался гаммой цвета и музыки.

Огромный мир входил к Ренату через сплетение музыки и света. Рука тянулась к кистям и краскам, глаза радовались сочным тонам, а внутренний слух улавливал причудливые мелодии, и покоя не давала тайна – родник из легенды. И волновала загадка, есть ли и в жизни волшебство и волшебник, подобные тем, из легенды? И какая сила может заставить голос превратиться в родник?

В детстве он не думал всерьез стать профессиональным певцом. Пел по потребности души, когда внутри все ликовало, когда накатывалась печаль или тревога, когда друзья просили спеть. Творческое воспроизведение мира разрешалось для него более материализованным, зримым способом: в доме появились акварели, натюрморты, портретные наброски.

Он метался между музыкой и живописью, пел с самодеятельными вокально-инструментальными ансамблями на школьных вечерах, а в свободное время, с утра пораньше, пока еще солнце смешивает алые краски где-то за горизонтом, брал этюдник – и на Волгу...

Но песня победила. Чуть ли не в последний момент подал Ибрагимов документы в консерваторию.

Консерватория, подготовившая многих известных вокалистов, в 1972 году рекомендовала для стажировки в Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля студента четвертого курса Рената Ибрагимова.

Студент консерватории впервые пришел в оперу, пробуя силы в эпизодических ролях – Маролес в «Кармен», Зарецкий в «Евгении Онегине». А уже через год, в 1973-м, он исполнил ведущую партию в опере С. Бабаева «Орлиная крепость». Опера была дипломной работой студентов консерватории, и, когда проходило распределение выпускников. Ренат Ибрагимов выбрал родной театр, где ему и «стены помогают творить».

За восемь лет работы в театре певцом созданы разнохарактерные образы оперных героев: Белькоре в «Любовном налитке», Валентин в «Фаусте», Рубен в «Орлиной крепости», Сильвио в «Паяцах», Эскамильо в «Кармен», Игорь в «Князе Игоре». Каждый образ – увлекательное путешествие в мир сценического героя, в глубины era психологии, в нюансы характера, в перипетии судеб.

И если опера приучала к определенной вокальной системе, развивала, так сказать, вокалиста «вглубь», то необозримую широту, простор душе давала песня.

Репертуар Ибрагимова разнообразный: старинные романсы и арии из опер, русские и татарские народные песни, современные зарубежные шлягеры и песни советских композиторов.

Репертуар певца – в постоянном творческом обновлении. Сейчас Ибрагимов пересматривает свою концертную программу, не только обновляя песни, но и меняя ее конструктивно: вместо двух отделений он планирует три получасовых блока, которые певец условно обозначил так: песня-зов (фольклор и народные песни), песня-мысль (камерное отделение) и песня-настроение (эстрадные песни).

...Два потока – традиции народного искусства и современность, которые питают талант Рената Ибрагимова в равной степени активно, делают его творчество многогранным, живым и постоянно обновляющимся, подобно самому времени. «Я к роднику стремлюсь, как к другу, за советом, припасть хочу, чтоб силы влил в меня», – пишет в одном из своих стихотворений Ренат Ибрагимов.

О каком роднике говорит Ренат? О том, который напоил в знойной пустыне погибающий караван? О народе, питающем искусство истинного художника. О творцах, возвращающих своему народу духовные ценности: скульптуры, рисунки, песни...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Партизан из Зимбабве

Невымышленный рассказ