– Не кудыкай, иди.
Привела в глухой тупичок, сараюшко. Там пусто, темно. Из темноты появляется парень-верзила, длинный, худой, наружностью вроде неплох, только ухмылка какая-то страшная. На меня кивком:
– Завербовала? Ручаешься?
Танька в рев:
– Князюшка, миленький, она весь твой хлеб сожрала.
После я узнала: «Князь» его кличка. Как он меня бил! Насилу от его побоев домой добрела. Танька до крыльца проводила.
– Слышь, никому ни словечка. До смерти забьет. Ты теперь в рабстве.
На другой день в школу идти – обвязалась платком, будто зубы болят.
Учительница у нас по русскому была такая прекрасная, светлая, вся будто в сиянии, Зоей Васильевной звали. Она нас немного учила, больше читала. И нам интересно и ей. В тот день рассказ про собаку прочла. Жили дачники летом, приручили собаку, она к ним всей душой, а дачники на зиму уехали, бросили собаку. Она не верит, тоскует. В небе осенние тучи нависли, ветер деревья шатает, листья оборваны.
И вдруг и на меня такая черная тоска навалилась, как во весь голос завою! О матери не выла, а тут о собаке... Зоя Васильевна меня утешать и увидела во всю щеку синяк под платком.
– Кто тебя изуродовал? Где? За что?
Танька в сторонке, глазищами голубыми уставилась, грозит. Я как закричу:
– Убирайтесь вы прочь от меня, окаянные!
Зоя Васильевна аж побледнела. К заведующей меня потащили.
– Кто тебя? За что? Я им в издевку:
– Сорока-белобока летела, хвостом задела, след оставила.
Бились со мной, бились, ничего не добились. Когда уходила, за дверью услышала:
– Трудный ребенок.
Ладно, я «трудная», меня Князь закабалил, а ты, Танька? Тебя что сломало? Один раз они меня взяли в «дело». Задумали кассу в лавчонке очистить, меня на стражу поставили: «Завидишь кого опасного, кричи тетеньку Лизавету». Такой они знак придумали, а что девчонка на страже, кто догадается?
Обошлось без знака. Выделили они мне из своего «дела» денег немного. Картошки на рынке купила, наелась.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Штрихи к портрету кинорежиссера Владимира Меньшова