Глава седьмая
Редкой силы волна человеческих чувств всколыхнулась последней весной десятой пятилетки. Близился тридцать пятый май после нашей великой Победы. Тысячи и тысячи ветеранов войны, которых память сердца оторвала от повседневных дел, будто наново, пристальней вглядывались в себя, в свою далеко отошедшую фронтовую юность и свои нынешние седины; в облик спасенной ими двадцатисемилетней социалистической Родины и в ее новые, зрелые черты, их же руками сотворенные. Встречи, поиск однополчан, потоки писем в массовые издания и комитеты ветеранов, братское общение в узком ли кругу, на широкой ли манифестации – все это вылилось в страстную исповедь неизбывного патриотизма. Эти светлые чувства переполнили каждого из нас – и тех, кто вступил в трудовую жизнь, когда возрождалась наша страна, и совсем молодых людей, познавших только счастье мирного созидания. Ибо эти чувства выражают безмерную преданность миллионов людей идеалам Октября и мира.
Некоторые города страны стали на это время своеобразными «столицами родов войск». В Воронеже, Белгороде, Севастополе, Волгограде, Луцке, Краснодаре, Брянске на встречи с молодежью собрались ветераны: пехотинцы, танкисты, моряки, артиллеристы, пограничники, летчики, партизаны и подпольщики. А в самый канун праздника солдаты Отечественной пришли на главную высоту России – на Мамаев курган. Волнующей эстафетой поколений стала и торжественная перекличка павших героев, и вручение юным ленинцам комсомольских билетов, и вахта Памяти, и символический посев на Солдатском поле, где комсомольцы преобразили мемориальный комплекс.
– Все это, – сказал участник вахты Памяти Яков Федотович Павлов, легендарный защитник Сталинграда, – служит хорошему воспитанию подрастающего поколения, созданию больших духовных и моральных ценностей советского общества. Мы ведь тоже свято берегли память о героях революции, гражданской войны, стремились хоть чем-то быть похожими на них в любви к социалистической Родине, в беззаветной преданности ей.
Да, это был не только ритуал Памяти, но и животворный акт воссоздания значительных духовных ценностей; и, конечно, звал он не просто к выражению скорби, а к исполнению священного завета – сыновнего бережения Родины.
С чего начинается Родина? Может, с этих березок за околицей или с первого познания великой земли, распростертой прямо от твоего дома... С первого слова в букваре или встречи с Чапаевым на экране... С отцовского рассказа о том, что оставляет он людям, или с первой твоей рабочей смены... С обретения настоящего друга или с первой минуты в дозоре...
Чувство советского патриотизма воспитывает весь строй нашей жизни, раскрывающий в человеке самые высокие его достоинства; предоставляющий самый широкий доступ ко всем благам, созданным коллективным трудом; утверждающий возвышенные идеалы, лучшие образцы нравственного совершенства. Как же не любить, не оберегать, не украшать такую землю, которая существует и процветает для тебя, для общего блага.
Вовсе не диво и теперь, на четвертом десятке лет после войны, вдруг увидеть рядом молодого современного Маресьева. Именно маресьевский подвиг повторил в семидесятые годы военный летчик, коммунист Юрий Козловский. Образ и дух Маресьева вывели его тягчайшим многодневным путем от катастрофы к спасению, вернули затем в трудовой строй. И этот замечательный патриот, полной мерой познавший признание, заботу советских людей, вдохновенно восклицает: «Какая же цель может владеть мною, вести меня по жизни? Одна цель – и одна навсегда: быть достойным тех людей, которые трудятся и живут рядом в великой Советской стране».
Советские юноши приходят в солдатскую семью с небольшим жизненным опытом, не сложившимся еще характером, не всегда определив свои будущие намерения. Здесь они проходят настоящую школу выдержки и дисциплины, закалки и мужания; совершенствуют свою политическую подготовку, получают технические и профессиональные знания. Воинская часть живет по высоконравственным нормам и законам трудового советского коллектива, сознавая свою особую миссию перед Родиной. Инициатива, энтузиазм, патриотизм воинов выливаются в широкое движение, направленное на повышение уровня боевой и политической подготовки, отличное освоение вверенного оружия и военной техники, дальнейшее укрепление дисциплины и организованности. Герой-пограничник Виталий Бубенин образно сказал как-то: «Отечество начинается с солдат в зеленых фуражках. Действительно, окинем мысленным взором пограничную кайму нашей Родины – десятки тысяч километров, и всюду – в заснеженных горах, дремучей тайге, на морской зыби неусыпно стерегут наш дом бдительные часовые».
– Меня часто спрашивают, что такое граница, – говорит Виталий Бубенин. – И я не устаю отвечать словами, ставшими уже крылатыми: граница – это сначала безграничная любовь, а уж потом мужественная суровая служба. Охрана того, что любишь. Я говорю так потому, что хорошо знаю, как любили свою Родину мои боевые друзья Иван Стрельников, Демократ Леонов, десятки других молодых пограничников, которым пришлось в критическую минуту положить на суровые весы эту любовь. Они сказали себе: ни шагу назад! И не отступили, не дрогнули, грудью своей прикрыв тот участок границы, который им доверила страна.
Непреложна ленинская истина, выверенная шестидесятилетней историей Октября, всем опытом строительства новой жизни: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться...» Как первая заповедь нашей политики, как первый урок, который должны усвоить трудящиеся, звучит ленинский наказ: «Будьте начеку». «...Взявшись за наше мирное строительство, – говорил Владимир Ильич, – мы приложим все силы, чтобы его продолжать беспрерывно. В то же время, товарищи, будьте начеку, берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной Армии, как зеницу ока, и помните, что ослабления, в отношении наших рабочих и крестьян и их завоеваний, мы не вправе допускать ни на секунду».
И ленинская партия неукоснительно следует этому наказу великого вождя. Твердо и основательно, оптимистически спокойно прозвучало слово XXV съезда партии: «...советский народ может быть уверен, что плоды его созидательного труда находятся под надежной защитой». Будет сделано все, чтобы славные Вооруженные Силы Советского Союза и впредь располагали всеми надежными средствами, чтобы быть непоколебимым стражем завоеваний социализма, оплотом всеобщего мира.
Мудрым наставничеством партии, определяющей магистральные направления в области укрепления обороны страны, постоянной поддержкой народа наши Вооруженные Силы превращены в могучий боевой монолит, в надежный щит Родины, способный отразить любую агрессию, откуда бы она ни исходила.
Дальновидная политика, мудрая предосторожность. Мы особенно явственно осознаем это теперь, когда в мире вновь разыгрался милитаристский шабаш, которым правят империалистические фабриканты смерти и предвестники военных авантюр – «ястребы» Пентагона. «Доброе утро, Америка!» – цинично произносил с телеэкрана бывший министр обороны США Г. Браун и обрушивал на американцев перечень смертоносных средств – новых ракет, самолетов, подлодок, которые нужно немедленно запустить в производство, чтобы стать военной страной «номер один». А ретивые адвокаты Пентагона в конгрессе заботливо добавляли: не задерживайте работы над мобильными ракетами «MX»; не забудьте о «бинарных снарядах» – отличное, мол, химическое оружие; возьмитесь-ка вновь за нервнопаралитический газ; подбросьте-ка деньжат вербовщикам... И утверждали билль смерти – закон о военных ассигнованиях в объеме до 158 миллиардов долларов – на 10 миллиардов больше, чем в предшествующем году... Вспомним и авантюристических коллекционеров оружия из Пекина и экспансивных любителей посидеть на собственном атомном погребе в Израиле, ЮАР и Пакистане... Ясно, как необходима человечеству серьезная альтернатива. Она – в миролюбивой советской политике, в могуществе наших Вооруженных Сил.
– Это могущество действительно велико, – подтверждает министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов. – Но мы говорим о нем не ради похвальбы, не для того, чтобы пугать кого-либо. Наша страна никогда не поднимет меч против других народов, никогда не станет на путь агрессии. И если мы все же напоминаем о нашей военной мощи, то прежде всего для того, чтобы предостеречь агрессивные круги империалистических держав, предупредить иных недальновидных деятелей империализма об опасности игры с огнем.
Будьте начеку! – учит партия, велит жизнь. В пройденной полосе времени возник и такой ответственный момент, когда надо было проявить особую бдительность. Против соседней республики, братского афганского народа силами международной реакции и контрреволюции была развязана «необъявленная война» с тем, чтобы задушить молодую революцию. Народ Афганистана обратился к Советскому Союзу с просьбой помочь отстоять свободу, национальную независимость, суверенитет, территориальную целостность, отстоять завоевания революции, дать достойный отпор посягательствам извне. И Советский Союз, верный ленинским принципам защиты дела мира, свободы и независимости народов, исполнил свой интернациональный долг. Благодарные советскому воину за его человеколюбие и справедливость, самоотверженность и мужество, афганские братья говорят сегодня: страшно даже подумать, какие беды обрушились бы на наш народ, если бы не эта своевременная помощь.
На высоких идеалах гуманизма воспитывает партия советских воинов. И все «свои помыслы, свой ратный труд отдают они делу коммунизма, делу мира.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.