Вместе с наращиванием мощностей пятилетка поставила в ряд самых насущных задач сбережение энергии и тепла, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных энергоресурсов.
На прочный становой хребет тяжелой индустрии опирается экономика страны. Десятая пятилетка еще более укрепила его. И еще больше предстоит сделать принимающей эстафету одиннадцатой пятилетке: на высокую ступень предстоит подняться металлургам – требуется коренное улучшение качества, увеличение эффективных видов металлопродукции. До 120 миллионов тонн возрастет, например, производство проката, а изготовление металлургического порошка утраивается. На треть увеличиваются объемы химической и нефтехимической промышленности. Здесь с особой важностью ставится задача – удовлетворить потребности народного хозяйства, ибо справедливо сказано: без современной «большой химии» сегодня нет эффективной экономики.
С газетных страниц не сходят определяющие понятия: «реконструкция», «прогрессивная технология», «ввод новых мощностей» – идет ли речь о металлургии или химическом производстве, машиностроении или металлообработке... Знаменательный факт: сегодня реконструируется Магнитка-ветеран и возводится новый уникум, очередная «Магнитка», теперь в Старом Осколе. Десятки важнейших комплексов созданы в цехах знаменитого комбината на берегу Урала, продуманная реконструкция агрегатов обеспечивает образцовые технико-экономические показатели. А в Старом Осколе?.. В день открытия XXV съезда партии экскаватор зачерпнул лишь первый ковш грунта на строительной площадке, а теперь в чистом поле поднялся целый город, на сотнях гектаров вырисовываются контуры главных цехов электрометаллургического комбината. Из близкой руды КМА он сработает самый высококачественный металл по самой прогрессивной, бездоменной технологии. Вот его программа в тоннах: 7 миллионов окислых и 5 миллионов металлизированных окатышей, около 3,5 миллиона тонн стали, 2,7 миллиона тонн сортового и листового проката... Это его программа на завтрашний день, сегодня же он только готовится принять эстафету своих старших братьев – богатырей Магнитогорска, Липецка, Череповца. Его возводит новое поколение строителей, но с той же замечательной закалкой. На первом партийном собрании коллектива было всего девять коммунистов, а теперь состав партийного ядра строителей-старооскольцев превышает 1300 человек.
Крупнейшие жемчужины в индустриальном ожерелье десятой пятилетки, безусловно, КамАЗ и «Атоммаш».
Гигант на Каме, направивший первую автоколонну к стенам Кремля в дни работы XXV съезда партии, теперь подготовил к пуску свою вторую очередь. А это не только элементарная прибавка нескольких десятков тысяч автомобилей – вполне солидная, кстати, годовая программа для крупного автозавода, – но и новое качество уже популярной машины: растет ее грузоподъемность, легчает собственный вес, упрощается эксплуатация. Что еще очень важно – КамАЗ обновил себя: почти две трети оборудования второй очереди – отечественного производства, вполне соответствующего лучшим мировым образцам.
Богатырь, поднявшийся в донской степи, несколько моложе своего камского собрата и в рост идет куда быстрее. В простом, уже привычном имени его – отражение самых, пожалуй, глубоких сдвигов научно-технического прогресса. Одно слово «Атоммаш» специалисты расшифровывают многозначно: крупный специализированный завод по выпуску комплексного энергетического оборудования для атомных электростанций большой мощности. На экваторе пятилетки «Атоммаш» рапортовал: частью производственных мощностей готов приступить к работе. Значит, готовы включиться суперстанки, к пульту которых нужно добираться на лифте; исполинские краны, способные поднять содержимое двадцати вагонов; рентген-камеры, куда вместится целый пятиэтажный дом... И вот уже на выходе первая продукция – первая гигантская «капсула» реактора... Уникальную «атомную программу» осуществляет уникальный многотысячный коллектив. Почти каждый второй здесь с высшим и средним образованием, двое из каждых трех имеют самые высокие квалификационные разряды. «Атоммаш» – завод, где каждый рабочий на своем месте «профессор», как говорит Виктор Головачев, который возводил заводские корпуса и теперь будет создавать технику двадцать первого века.
Раз, два, три... сосчитайте до двадцати. А теперь вспомните: на ВАЗе за эти двадцать секунд родился новый автомобиль «Жигули» – потребовалось меньше времени, чем смолоть горсточку кофе. 180 «Жигулей» в час, 700 тысяч в год... Перед пуском автогиганта в Тольятти его основные фонды приравнивались к основным фондам всего отечественного автомобилестроения, а сорок два месяца спустя коллектив завода уже восполнил все затраты, вернул государству огромные капиталовложения. Вся десятая пятилетка была для ВАЗа периодом оптимального режима работы, накопления опыта. Достигнуты высокий мировой уровень производительности: на одного работающего – десять автомобилей в год; четкая ритмичность – подекадное отклонение не более 0,2 процента; стабильное качество – 87 машин из 100 отмечается почетным пятиугольником, каждые два года осваивается новая модель. Все это обеспечивает вазовская комплексная система организации производства, труда, управления и заработной платы. В четвертую весну пятилетки опыт ВАЗа был подытожен, одобрен и рекомендован для внедрения при организации крупномасштабного производства. Десятки объединений, предприятий уже взяли его на вооружение.
Завершившаяся пятилетка накопила немало сил для нового скачка в автомобилестроении. С опытом ВАЗа надо сомножить успешные усилия коллективов КамАЗа, АвтоЗИЛа, БелАЗа... Белорусские автомобилестроители соединили в одну семью три родственных, но специфических предприятия – Минский, Жодинский, Могилевский заводы и решили создать унифицированную систему машин большой и особо большой грузоподъемности – от 8-тонных до 240-тонных силачей. Для этого производству необходимо повседневное соавторство с наукой. И здесь возник заводской сектор науки, объединивший большую группу конструкторских, подразделений, исследовательских лабораторий, экспериментальных цехов, насчитывающих 1700 инженеров и техников. Вплотную к конвейеру подошла и фундаментальная наука. Закладывается надежная база для завтрашних открытий и побед.
Эту строительную площадку можно окинуть взглядом только с космической орбиты – она раскинулась от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре. На трассе БАМа еще немало нетронутой таежной глухомани, неразбуженных горных кряжей, но уже на многие сотни – до полутора тысяч – километров прорезали ее стальные струны магистрали. Рубится четвертая тысяча километров таежных просек. Миллионом метров измеряется уже квадратура временного и постоянного жилья. Возникло около ста поселков и станций. До ста тысяч строителей вырос рабочий коллектив. Уже пришли победные рапорты с Западного участка. Уже мчатся с семидесятикилометровой скоростью тяжеловесные эшелоны по малому БАМу на Центральном участке. Вышла магистраль на Ургал, и на год раньше начнет действовать теперь Восточный участок. Все чаще вместе со словами «строитель БАМа» звучит «эксплуатационник». Растут, крепнут, берутся за дело местные организации.
– Побывал я недавно на станции Ургал, – говорит первый секретарь Верхнебуреинского райкома КПСС Хабаровского края В. Луночкин, – где пять лет назад легли первые рельсы. С тех пор по территории нашего района через болота и горные хребты проложено более 300 километров Байкало-Амурской магистрали, построены десятки больших и малых мостов. Едешь сейчас, а за окнами вагона мелькают живописные станционные поселки – Олонка, Солони, Сулук, Герби... У каждого свой неповторимый облик. Сразу видно, какой строили посланцы Поволжья или Украины, а какой – молдаване или таджики. По благоустройству поселки не уступают иным городам. В квартирах горячая вода, газовые или электрические плиты. Накануне съезда вступит в строй еще один ретранслятор и радиорелейная линия... Но БАМ, как говорят сами строители, по большому счету только начинается. Еще ждут штурмовые отряды первопроходцев труднодоступные хребты и котлованы на огромных просторах от Муякана до Олекмы, надо пройти еще до конца 6700-метровый тоннель на границе Западного и Бурятского участков; надо пробить самый длинный тоннель через Северо-Муйский хребет длиной почти 15,5 тысячи метров – это все равно, что трижды просверлить Эльбрус от вершины до подножия... И все же бамовцы уверены: в четвертом году одиннадцатой пятилетки откроется сквозное движение поездов по всей магистрали. Но уже теперь, задолго до этого триумфального момента, начинается новый этап в истории БАМа – освоение природных богатств его щедрой земли.
...В краю за Байкалом любят рассказывать красивую легенду о том, как облетал владения всевышний с пригоршней самых драгоценных сокровищ. Нестерпимые якутские морозы обожгли его ладони, они разжались, и все сокровища просыпались в здешних местах. В научной интерпретации эта легенда могла бы выглядеть так: великий Менделеев именно здесь по обнаруженным элементам составлял свою Периодическую систему...
Ценнейшие антрациты Нерюнгри с разведанными запасами до 40 миллиардов тонн. Буквально рядом – крупнейшие железорудные месторождения, уступающие разве что КМА. Полиметаллические руды на Северном Байкале, залежи асбеста в районе Муякана, меднорудные горы близ Удокана. Здесь, в Чарской долине, найден даже такой удивительной красоты камень, каких еще не находили на земле, – его назвали чароитом.
Пришло время незамедлительных и ответственных решений: где и как комплектовать предприятия металлургической базы, в какой зависимости развивать машиностроительную отрасль, в какой последовательности приступать к развитию целлюлозно-бумажной промышленности, добыче минеральных удобрений, как выстраивать систему энергоснабжения... Над всем этим работают ученые, плановики, хозяйственники. Формируется целая дюжина территориально-промышленных комплексов. Важно использовать весь опыт, который накоплен социалистической практикой освоения новых районов, важно до минимума свести всевозможные издержки. Одиннадцатая пятилетка, безусловно, явится важнейшим преобразовательским этапом на этом обширном плацдарме от Северного Байкала до Нижнего Амура.
В десятой пятилетке рыбной промышленности страны предстояло освоить новые объекты в водах Мирового океана, развить прибрежное рыболовство, увеличить запасы высокоценных видов рыб во внутренних водоемах, повысить урожайность «голубых нив».
Не на рыбацкую удачу полагаются сегодня добытчики «живого серебра», а на совершенную технику – нашему флоту доступны все широты Мирового океана; на осведомленность и изобретательность науки – создана разветвленная сеть проектно-конструкторских и научных организаций; на прогрессивные приемы и методы лова, переработки продукции, на свой самоотверженный труд – 37 тысяч работников отрасли удостоены правительственных наград, 128 – Герои Социалистического Труда. Даже в условиях изменившегося режима мирового рыболовства отрасль систематически наращивает производство пищевой продукции, выпуск консервов. В частности, рыбаки-дальневосточники дали слово к концу пятилетки практически в полтора раза увеличить ежегодный выпуск консервов. Они достигли этого, на год раньше изготовив миллиардную банку консервов. В шесть с половиной раз за десятилетие увеличили урожайность своих прудов молдаване. Успешно идет воспроизводство лососевых в дальневосточных водоемах, осетровых на Каспии, сельди в искусственных нерестилищах на Охотском море... Рыбацкий промысел все решительнее проявляет свой промышленный характер.
Принято считать: порт – ворота к голубым далям, где «провожают пароходы совсем не так, как поезда». Ныне, когда целые железнодорожные составы уходят на паромах к берегам Болгарии или на Сахалин, привычные образы утрачивают реальное значение. Современный труженик-порт напоминает уже не ворота, а широченный мост, надежно соединяющий все магистрали: стальные, бетонные, водные. Именно эти узловые, но связующие функции, единый ритм рабочего пульса всех коммуникаций, четкость и слаженность перевалки с особой тщательностью отрабатывали портовики в десятой пятилетке. И потому такую активную поддержку получила инициатива ильичевцев, такое широкое распространение – опыт ленинградцев. Новые методы докеров подкрепляются совершенным оснащением. Портальная техника изумляет ныне какой-то своей космической всесильностью и особой «сообразительностью». Вдохновенное произведение строителей – глубоководный порт Восточный оснащен по самым высшим меркам века.
Ни личные жизненные планы, ни общенародные перспективы мы не рассчитываем теперь без учета скоростей авиации. За пятилетку еще крепче, мощнее, стремительнее стали крылья Родины. Мы осознаем это не только в роли пассажиров – сотни миллионов человек перевезено за пятилетку, – но и в повседневном своем труде: крылатые лайнеры, крылатые разведчики науки, крылатые строители, крылатые труженики полей, крылатые пожарники... У авиаторов появляются все новые профессии и все новые мощности. За первые четыре года прошлой пятилетки почти наполовину обновились производственные фонды Аэрофлота. Пополняется семейство «Ту», «Илов», «Анов», «Ми» совершенными конструкциями воздушных машин, и, что особенно важно, серьезно переоснащаются наземные службы авиации.
Осуществляя принципиальную программную задачу – всемерное повышение благосостояния народа, – партия настойчиво выдвигает требование серьезных сдвигов в производстве товаров народного потребления; сдвигов количественных, способных обеспечить повсеместно весь необходимый ассортимент товаров; сдвигов качественных, способных гарантировать удовлетворение растущих потребностей населения. Октябрьский (1980 г.) Пленум ЦК КПСС остро поставил вопрос о быстром подъеме отраслей группы «Б», считая это задачей первостепенного экономического и политического значения.
Для текстильщиков, специалистов легкой промышленности во всей остроте встают комплексные проблемы дефицита и затоваривания изделий, внедрения новых моделей и обеспечения темпов роста производства, добротности сырья и качества отделки, вопросы технического прогресса и учета всех капризов моды... Правофланговые отрасли – коллективы столичной «Трехгорки», ереванского объединения «Масис», латвийской фабрики «Аврора», многие другие показали, как надо практически решать эти так называемые неразрешимые проблемы.
В новой пятилетке планируются опережающие темпы развития производства товаров народного потребления. Предусмотрено разработать и осуществить меры по оснащению этих отраслей, предприятий и цехов высокопроизводительной техникой, передовой технологией, обеспечить их высококачественным сырьем и материалами. Ассортимент и качество товаров должны быть поставлены в соответствие с растущими запросами советских людей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.