Два Уренгоя

Валерий Евсеев| опубликовано в номере №1287, январь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Причины сомнений все в том же «дорожном вопросе», которому мы не случайно уделили столько внимания.

Сложная транспортная схема. Без этих слов не обойдется ни один сегодняшний рассказ о жизни Нового Уренгоя. Нет надежных автомобильных дорог, нет железнодорожной магистрали. Восстановленный от Надыма до Уренгоя участок некогда «мертвой» железной дороги не спасает положения, хотя по нему и перевозят сотни тысяч тонн грузов. Однако, находясь в ведомстве Миннефтегазстроя, эта дорога, по сути, остается полукустарной и не обеспечивает эксплуатационной надежности. К тому же поселок удален от природной транспортной артерии – судоходной реки Пур на 92 километра. Так что многие доставленные во время летней навигации через Обскую и Тазовскую губу грузы попадут в Уренгой лишь с наступлением морозов – по зимнику.

Так, действительно не правильнее ли было бы начинать строительство нового города на берегу судоходного Пура? Ответ на этот вопрос имеет свою предысторию.

Начинающийся Уренгой – второй из городов тюменского приполярья, появление на свет которых вызвано разработкой крупнейших газовых месторождений. Первым был Надым. Расположившийся в удобном месте, на берегу судоходной реки, он, разумеется, многое выиграл от такого расположения. Сегодня, спустя меньше десяти лет, несмотря на все издержки его строительства, Надым выглядит вполне сложившимся городским организмом. Когда возвращаешься сюда после поездки по газовым промыслам, кажется, что попал в столицу. Надым, впрочем, часто так и называют – столица газодобытчиков Тюменского Севера. Но вся беда в том, что в столицу надо возвращаться – город оказался оторванным от того, ради чего возводился, от газового месторождения Медвежье. Идея его освоения вахтовым методом по многим причинам (и не в последнюю очередь из-за нехватки жилья в самом Надыме) не состоялась – на самих газовых промыслах пришлось строить собственные поселки: летать сюда постоянно из «столицы» и далеко и дорого, а надежных автодорог, как мы уже говорили, нет. К тому же река, через которую до сих пор нет моста, разделяет Надым, несомненно, продолжающий играть роль опорной базы, и промыслы дополнительным барьером.

При освоении Уренгойского месторождения ошибку Надыма учли и город решили поставить «прямо на газе», справедливо полагая, что временные транспортные трудности будут со временем преодолены, зато потом город не окажется на отшибе от основного места работы его жителей.

Преимущество такого решения можно увидеть уже сегодня. Рядом с уренгойскими УКПГ (установками комплексной подготовки газа) – громадными, под стать иному заводу, сияющими на солнце алюминиевыми корпусами, в которых при помощи автоматики свершаются сложнейшие технологические процессы, предшествующие отправке газа в магистральные трубопроводы, – рядом с этими УКПГ, первые из которых уже действуют на полную мощность, не увидишь никаких жилых построек. Все работающие здесь живут в Уренгое, затрачивая на дорогу от дома до службы не больше времени, чем рабочие заводов и фабрик в других городах.

Конечно, распутица до сих пор вносит свои поправки в привычные соотношения расстояния и времени. И тем не менее люди готовы трястись час-другой по бездорожью, чтобы провести вечер дома – кто в обжитом общежитии, кто у семейного очага.

И вот здесь-то нащупывается еще один узелок в многочисленных спорах вокруг Уренгоя. Есть мнение, что разводить семейный очаг в этих местах вообще не стоит. Это мнение отстаивают сторонники освоения севера экспедиционно-вахтовым методом.

Существуют организации, которые работают по такому методу, и в Уренгое. Например, Чечено-Ингушская нефтегазоразведочная экспедиция глубокого бурения. Рабочие этой экспедиции полмесяца трудятся на буровой, полмесяца отдыхают дома, в Грозном, куда их доставляют самолетом.

Я спрашивал людей, дважды в месяц совершающих перелеты на Кавказ и обратно, не отражается ли частая перемена климата на самочувствии. Жалоб не услышал – бурильщики народ в основном молодой, здоровый. Но тем не менее многие говорят: было бы здесь жилье, не стали бы туда-сюда летать.

Специалисты сейчас всесторонне изучают плюсы и минусы подобного способа организации работ. Решающее слово будет, конечно, за ними – экономистами, медиками, социологами. И все же хочется заметить, что, хотя авиалайнеры и покрывают тысячи километров за считанные часы, психологическое влияние такой отдаленности от дома и от семьи остается. Остается и психология «временного там и там» человека. А Северу нужны постоянные люди. Как нужны здесь свои города и поселки – промышленные и культурные центры освоения этих мест.

Конечно, Уренгой – это не Сочи. И все же большинство приехавших сюда полюбили всей душой этот суровый, но интересный край.

– Летом у нас замечательно, – рассказывала диспетчер объединения «Уренгойгаздобыча» Любовь Нутельс. – Мы с Петей, это мой муж, он электриком работает, каждый выходной на охоту ходим. Он – с ружьем, я – с корзиной. Здесь грибы – и подосиновики, и подберезовики, и маслята... А морошка, черника, брусника! Но у меня на ягоду терпения не хватает, грибы – другое дело. Их тут мешками собирать можно.

Я вспомнил этот рассказ совсем не для пропаганды Уренгоя в качестве места отдыха. Больше того, вдруг загоревшимся идеей провести свой отпуск в этих местах сразу скажу: не надо этого делать. Не до туристов и курортников пока Уренгою. Хотя и не удивлюсь, если через несколько лет встречу его имя в описании какого-либо туристического маршрута, и заранее уверен, что маршрут этот от недостатка популярности страдать не будет. Север способен приворожить к себе и своими белыми ночами с оранжевым апельсином солнца в полночь, и лаконичными пейзажами, где лиственницы похожи на ажурные мачты ЛЭП, и звонкими реками с экзотическими названиями, и фантастической яркостью осенней тундры, и радушным гостеприимством вчерашних южан, ставших настоящими сибиряками, и грандиозными творениями их рук, дающими новую жизнь миллионолетней матушке-земле.

Уренгойское месторождение часто сравнивают со слоеным пирогом. Сравнение очень точное, позволяющее наглядно представить то, чего никогда не увидит глаз человеческий. Природа действительно не поскупилась на «начинку» земных недр в междуречье Надыма и Пура, слоями, один над другим расположив здесь как бы несколько месторождений. Первый газовый горизонт – на глубине 1100 – 1200 метров. Ниже – запасы газового конденсата, ценнейшего сырья для нефтехимической промышленности. А еще ниже, в трех с половиной километрах от поверхности, обнаружены пласты с так называемым аномально высоким давлением. (Хотя бы в скобках, но необходимо отметить, что буры разведчиков недр устремлены еще глубже – в конце прошлого лета, сдав для испытания самую глубокую на Уренгое скважину в 3580 метров, буровики Чечено-Ингушской экспедиции приступили к закладке сверхглубоких скважин на 5000 метров.)

Со столь уникальным месторождением еще не приходилось сталкиваться в Сибири. При его разработке уренгойцы применили целый ряд новых методов, которые обеспечили небывалый в мировой практике темп освоения подземных залежей.

За время, прошедшее с 22 апреля 1978 года, дня пуска в эксплуатацию первого газового промысла, уренгойцы дали стране около 80 миллиардов кубометров газа. В будущем же добыча достигнет 250 миллиардов кубометров газа в год, плюс к этому Уренгой будет давать 10 – 15 миллионов тонн газоконденсата и нефти.

И все же, несмотря на такие внушительные перспективы, в разговоре с архитекторами и проектировщиками будущего города нет-нет и уловишь некоторую неуверенность – мол, любые, самые богатые запасы рано или поздно кончаются, и уйдут тогда добытчики дальше, а город останется заброшенным, «безработным». Как же в таком случае его строить – на века или на десятилетия, с расчетом на потребности лишь нынешнего поколения или же предугадывая запросы будущих веков?

Вот почему Тевьян с особой заинтересованностью и надеждой акцентировал мое внимание еще на одной цифре, характеризующей «выходные данные» нынешнего Уренгоя. Впрочем, эту цифру я уже знал, ее и невозможно было не узнать, побывав хоть раз в Уренгое. Ее называют с гордостью, хотя никакого астрономического величия в ней нет.

Десятки тонн дизельного топлива и бензина начала выдавать ежесуточно экспериментальная установка, выросшая рядом с УКПГ-1.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены