Трудно обойтись без гневных слов при виде такого спокойного отношения общественного мнения к начавшемуся движению масс вокруг идеи организации завода - школы. Иные склонны и здесь усматривать очередную «бессмысленную мечту», обреченную, по их мнению, на верную смерть после небольшой шумихи. Им нипочем не понять, что массы двинулись в бой за завод - школу лишь вследствие того, что эта идея как нельзя проще и яснее выражает именно то, к чему направлены стремления рабочих масс, стремления, которые могли возникнуть лишь на основе социалистического соревнования миллионов трудящихся.
Поднимаясь все выше и выше по ленинским ступеням социалистического соревнования, оставляя далеко позади себя «первобытные» конкурсы на лучшего производственника и «парады» прогульщиков, заменив эту «кустарщину» не виденным до сих пор ударным движением, рабочие массы, одержимые «дерзкой» мыслью - довести промфинплан до станка - на своем собственном опыте убедились в том, что без приобретения глубоких технико-научных и теоретических знаний дальше обойтись невозможно.
Стремление рабочих овладеть техническими науками и теорией становится еще более насущным, по мере того как вредительство на фабриках и заводах принимает с каждым днем все более острый характер. К этому толкает и то, что мы должны за три года пятилетки во что бы то ни стало подготовить до миллиона человек квалифицированной рабочей силы.
Массы тронулись. Начинаются поиски формы, действительно, массовой, «сплошной» рабочей учебы. Причем, ищется такая форма, которая была бы органически связана с той задачей, чтобы приобретение теоретических знаний совмещалось с работой на производстве. Рабочий должен получить образование, не отрываясь от производительного труда, а потому форма образования должна зиждиться на постепенном уничтожении грани между умственным и физическим трудом. К этому направлены все искания, и поэтому совершенно понятно, почему идея завода - школы сразу вызвала такой горячий и сильный отклик соревнующихся масс. По всему Союзу можно насчитать десятки фабрик и заводов, уже объявивших себя школами. Движение пошло стихийно.
Казалось бы, чего ждать руководящим организациям промышленности и народного образования? Впору им как раз воспрянуть духом при виде такой активной волны рабочей инициативы, самодеятельности и творчества и стать, ни минуты не медля, во главе этого движения. Оказалось не так. Вместо руководства занялись установкой запруды и преград этому движению «Объединениям и трестам наблюдать за тем, чтобы не делать никаких шагов по организации у себя заводов - втузов, без предварительного разрешения президиума», пишет ВСНХ СССР в своем циркуляре. Завод АМО попытался сделать кое - какие шаги. Были даже ассигнованы деньги на постройку учебных зданий, однако, вскоре рабочие, встретившие решение перехода завода на положение завода - школы с невиданным энтузиазмом, были разочарованы. Вся реорганизация свелась к тому, что при заводе организован техникум. Весь вопрос свелся к территориальному приближению учебного здания к заводу.
Ничего похожего на завод - школу не получилось и на «Самоточке» (Москва), где вся реорганизация свелась к некоторым бесплановым и беспрограммным теоретическим занятиям рабочих в помещении заводской столовой.
Все эти факты сигнализируют об опасности дискредитации идеи завода - школы, опасности, возникающей в большой мере благодаря, отсутствию четкого руководства движением. Нельзя теряться перед «неожиданными» явлениями пролетарской общественности. Необходимо твердое и четкое руководство движением масс за завод - Прежде всего, необходимо разъяснить, что из себя представляет завод - школа. Путаницы здесь не должно быть, в особенности на местах. Переход завода на положение школы означает, что все без всякого исключения рабочие обязаны не только работать физически, но и учиться. Для этого рабочие разбиваются, примерно, на три части. Наиболее безграмотные и неквалифицированные должны по истечении определенного срока выпускаться грамотными, квалифицированными рабочими. Во вторую часть попадают квалифицированные рабочие, которые должны стать высококвалифицированными и техниками. В третью часть зачисляются техники и квалифицированные рабочие, которые по окончании учебы выходят инженерами. Само собой разумеется, что форма и метод учебы должны быть наиболее гибкими с тем, чтобы охватить весь местный состав рабочих в образовательном отношении. Можно заранее «предвидеть», что найдутся ретивые поборники максимального ограничения преподавания теоретических знаний. Эта попытка зиждется на старой гастевской установке: «завод для работы, а не учебы». Этим «узколобым», не имеющим ничего общего с марксизмом и ленинизмом, требованиям нужно дать самый решительный отпор, ибо социалистическое предприятие отличается от капиталистического, как небо от земли.
Социалистическое предприятие в отличие от капиталистического создано не только для работы, но и для учебы. Эту простую истину приходится, к сожалению, по упорной непонятливости некоторых весьма умных людей, повторять. Комсомол выдержал» большие бои по этому же вопросу еще при организации школ фабрично - заводского ученичества. Прошлые победы в отношении ФЗУ не должны вскружить нам голову. Старые песни еще не раз попытаются петь на новый лад. И нам не раз еще придется драться:
Один из отличительных признаков завода - школы должен заключаться в том, что здесь перемещение рабочих с одной работы на другую носит систематический и плановый характер. Учет смены работы так же обязателен, как учет прогулов и норм выработки. Забота о всестороннем развитии рабочего, борьба с условиями, притупляющими его способности - основное условие всякого социалистического предприятия, в особенности завода - школы.
Возникновение заводов - школ выдвигает множество разных вопросов. Многие из них являются еще спорными. Смешно думать, будто можно заранее начертить законченную схему, по которой, как по шаблону, будут оформляться школы. Такая надуманная; оторванная от жизни схема может только напортить. Творческая мысль масс строителей, помноженная на их опыт, даст лучшие образцы практической деятельности по построению таких школ. Но это произойдет успешнее и безошибочное лишь при твердом и чутком руководстве движением масс - за сочетание науки и труда, за уничтожение пропасти между умственным и физическим трудом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Год четвертый художкоровского бытия