«Размах подготовки кадров, начиная от инженера и кончая квалифицированным рабочим, должен соответствовать общему размаху социалистического строительства. В соответствии с этим необходимо добиться того, чтобы промышленные предприятия и совхозы, в особенности те из них, которые наиболее технически оборудованы, превратились бы в своего рода школу по массовой подготовке и переподготовке квалифицированных кадров рабочих, мастеров и инженеров».
(Из резолюции ноябрьского пленума ЦК)
Кто не слыхал поговорки: «Сапожник, знай свои колодки!»? Именно о ней писал Маркс. «Эта вершина, ремесленной мудрости превратилась в ужасную глупость с того момента, когда часовщик УАТТ изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт - прядильную машину, ювелирный рабочий Фультон - пароход.
У Маркса и Энгельса можно найти много уничтожающих слов по адресу одного из чудовищнейших порождений капитализма - отделения умственного труда от физического. В «Анти - Дюринге» Энгельс писал:
«В силу разделения труда разделяется так же и человек. Выучке одной единственной работе приносятся в жертву все остальные физические и духовные способности». По определению Маркса, такой рабочий «превращается в автоматическое колесо частичной операции».
«Высший» тип такого рабочего - автомата, превращающегося в придаток машины, создал на своих предприятиях Форд. Современный капитализм больше чем когда - либо плодит автоматов. Плодит он автоматов и другого рода - автоматов умственного труда, как цыплят в инкубаторе, выхаживаемых в школах, но никогда не видевших производства, не знавших физической работы. О такого рода «воспитании» еще в 1696 г. писал исключительно передовой для своего времени английский политэконом Джон Беллерс: «Праздное учение лишь немногим лучше, чем учение праздности...»
Однако именно «праздное учение» - на одном полюсе и «строгая изоляция» трудящихся от учения - на другом - такова вековая практика капитализма, такой она остается и по сей день.
Такое же наследство получила от капитализма и наша Советская страна, строящая социализм. Тяжесть этого наследства мы начинаем по - настоящему ощущать лишь сейчас, когда с гигантским размахом социалистического строительства во всей остроте стала проблема кадров. Энгельс писал: «Промышленность, управляемая всем обществом планомерно и в общественном интересе, нуждается в людях со всесторонне развитыми способностями, в людях, способных ориентироваться во всей системе производства». Для наших дней эти слова звучат пророчески. Именно в таких людях - будь то рабочий, инженер или мастер - мы больше все го нуждаемся сейчас.
Где взять этих людей? Кто готовит их? Правда, за 13 лет революции многие десятки тысяч рабочих и их детей были посланы в вузы, втузы, техникумы, на рабфаки. Уже много отрядов, пролетарских по происхождению и идеологии специалистов, получило наше хозяйство. Но это еще все же не те, или не совсем те люди, в которых нуждается социалистическая промышленность, коллективизирующееся и индустриализирующееся сельское хозяйство.
Ведь школа - то у нас, несмотря на все реформы, осталась старой в смысле оторванности от производства. Вовсе не благо, а вынужденное зло, если людей в их лучшие годы, когда человек больше всего полон силы и энергии, когда в расцвете его творческие способности, - отрывают от производства и сажают, по чьему - то меткому выражению, в «учебные казармы».
Учеба, не оторванная от производственного процесса - вот то, что нам нужно, о необходимости чего задолго до нашей революции писали Маркс и Энгельс. Работать учась, работая учиться - вот какой системы образования нам нужно добиться. Сейчас у нас только приступают к строительству этой новой, первой в мире, подлинно социалистической школы. Завод - втуз, или вернее - школа - предприятие - таково название этого социалистического учебного заведения. Это должен быть многоступенный учебный комбинат «по массовой подготовке и переподготовке квалифицированных кадров рабочих, мастеров, техников и инженеров», как сказано в резолюции ноябрьского пленума.
В четвертом номере «Смены» тов. Кригер рассказывал о московском заводе - втузе «Самоточка». Это первый уже осуществленный опыт, и, может потому, что первый - не безошибочный. На «Самоточке» еще нет подлинного завода - втуза. Там, скорее, есть втуз механический, перенесенный на завод.
Опыт «Самоточки» надо учесть, ошибок ее надо избежать. Это тем более необходимо, что сейчас по приказу ВСНХ организуется три опытных школы - предприятия; на металлическом заводе им. Сталина в Ленинграде, на Харьковском электромеханическом заводе (ХЭМЗ) и на Московском инструментальном заводе бывш. РАИН. Эти три предприятия должны быть превращены в школу, где учеба не механически «надбавляется» к работе, а тесно переплетается, органически сливается с производственным процессом. Это должны быть школы, где рабочий учится, буквально, на каждом шагу, где учеба идет непрерывным потоком, где осуществлен невиданный в мире конвейер знаний.
Сейчас вокруг опытного строительства этих школ - предприятий разгорелись горячие споры. Пишется множество всевозможных проектов о распределении часов работы и учебы, о связи работы с учебой и т. д. Среди этих проектов есть даже такой, явно не социалистический проект, который доводит учебный рабочий день до двенадцати (1) часов. Это проект по справедливости окрещен «зверским».
Споров много. И не то худо, что есть споры (как не быть им, когда творится столь новое и грандиозное дело), а худо то, что споры эти в большей степени носят характер бюрократический, что массы еще не привлечены к строительству новой школы. А, ведь, ноябрьский пленум ЦК как раз предлагал привлечь к этому делу массы.
Новая социалистическая школа будет создана. Но она будет построена тем скорее, тем меньше ошибок и погрешностей будет допущено, чем больше рабочие массы будут привлечены к этому делу.
Пока что разговоров много, но дела мало. А со времени ноябрьского пленума прошло уже больше четырех месяцев. Дело пойдет куда быстрее, куда лучше, если «ярость» масс будет поднята и на этом участке. Для масс и только при активном участии масс будет создана школа, о которой прежде могли лишь мечтать передовые умы человечества.
Эта новая школа станет непосредственным предшественником той коммунистической школы будущего, где человек, беспрерывно совершенствуясь в труде, будет бесконечно накапливать знания, на социалистический лад осуществив поговорку «век живи - век учись», поговорку, резко враждебную той, с которой мы начали эту заметку.
«Гвоздь - в людях!» - никогда еще этот лозунг не был так актуален, как теперь. Сотни тысяч инженеров, техников, квалифицированных рабочих ждет ре - конструкционная промышленность СССР. И если сейчас мы не приложим все силы, то перед нами станет угроза непоправимого прорыва - прорыва в кадрах строителей социализма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Год четвертый художкоровского бытия