Недавно всю европейскую и американскую печать облетело короткое сообщение. Известный изобретатель Маркони (первый практически применивший радиотелеграфирование), находясь в Генуе (Италия), на своей яхте «Электра», открыл очередную всемирную электротехническую выставку в Сиднее (Австралия). В точно назначенное время он включил рычаг своего нового аппарата, и за 10 000 миль вспыхнули электролампы на всей территории выставки.
Этот из ряда вон выходящий опыт должен был бы вызвать бесчисленные отклики: статьи ученых, подробное описание аппарата, беседы с изобретателями, следующими людьми. Вообще, столь важное изобретение должно было вызвать большой шум. А на деле: короткое сообщение, портретик и больше ничего. Ни статей, ни комментариев, ни бесед. Молчание.
В чем дело? Почему газеты всего мира старательно замалчивают это исключительное открытие?
Прежде чем ответить на этот вопрос, уясним себе значение опыта Маркони.
В данном случае мы имеем дело с фактом передачи энергии на расстоянии, давнишней мечтой науки. Реализация передачи энергии без проводов открывает огромные перспективы. Крупная радиостанция, не связанная ни с одним пунктом проводами, питает энергией ряд фабрик и заводов. Береговая станция движет корабли, дает энергию аэропланам; электропоезда без проводов, автомобили и аэропланы без обычных моторов, пароходы без котлов и турбин - разве это не блестящее применение научного открытия?
Заводы без электростанций; дома без обычных безобразных электропроводов; нефть и уголь становятся анахронизмом, их потребление сузится невероятно. Питающие станция будут работать на вечном белом угле, используя силу воды.
Трудно предусмотреть все изменения, которые внесет в историю человечества применение такого изобретения.
Для нас совершенно ясно, что каждое новое изобретение империализм прежде всего пытается применить для военных целей. И в этом отношении значение передачи энергий на расстоянии огромно. Страна, обладающая секретом этого изобретения, имеет в руках новое могучее оружие.
Проблема передачи энергии на расстоянии давно занимает ученых, но до сих пор задача не была практически разрешена. Но прецеденты были. Так, в 1913 г: незадолго до начала империалистической бойни, в печати появились довольно смутные сообщения об интересных опытах взрыва на расстоянии, и затем два учёных - Филиппов в Петрограде и Уливи в Италии - объявили, что задача ими разрешена. Так, Филиппову удалось взорвать динамит в пустом сарае в 40 километрах от его лаборатории, а Уливи взорвал старый катер на море. Вскоре после того, как печать оповестила всех об этом, оба ученые одновременно погибли при загадочных обстоятельствах:
Филиппов был убит у себя в кабинете, а Улики бесследно исчез.
Газеты того времени выдвинули совершенно фантастическое предположение об убийстве изобретателей таинственной лигой пацифистов. Но доследование обстоятельств смерти Филиппова привело царскую полицию... к дверям посольства могущественной державы а здесь замерло. Газеты сухо сообщили, что изобретатель умер от случайного взрыва в лаборатории. Уливи, как писали потом газеты, ничего не изобрел, взрыв катера был сфабрикован; видя, что средства, отпущенные правительством, использованы без толку, изобретатель поспешил скрыться. Но это, повторяем, версии официальные.
Всем ясно значение такого рода изобретения, если его удастся осуществить.
Может быть, потому и замолкли газеты об изобретении Маркони?
Одно из двух: или Маркони действительно сумел передать энергию на расстоянии и теперь, как сказочный колдун, вызвавший черта, не знает, что с ним делать. Он хорошо понимает последствия, угрожающие лично ему, как бы он ни поступил со своим открытием. Слишком много сильных и жадных лап тянется за его ключом к могуществу. Некоторые изобретения опасны для изобретателя, и Маркони это понимает. Или, возможно, газеты замолчали, сконфуженно. Произошла ошибка. Досадная опечатка. Маркони не открыл передачи энергии на расстоянии. Зажигание лампочек на сиднейской выставке - фокус, трюк, не имеющий практического значения.
Своим молчанием капиталистическая пресса старается уверить весь мир, что произошла «досадная опечатка», но опровержения не помещает. Ей приказано замолчать. Хозяин понял, что означает опыт Маркони, и приказа газетам молчать.
А втихомолку вокруг изобретения плетутся интриги. Англия напомнила Маркони, что он уже семь лет, как носит титул лорда Англии. Муссолини взывает к патриотизму Маркони и вспоминает о доблести древних римлян, а представитель заокеанской державы вынимает чековую книжку и коротко спрашивает:
- Сколько?
Но как бы то ни было, существует изобретение или нет, будет оно продано или похоронено, кучное значение его очень велико. Это понятно и капиталистам и пролетариату, который, в случае его реализации, сумеет вырвать изобретение из хищных лап классового врага и использует его для борьбы за социализм.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.