Потребность в музыке не терпит вакуума, и мы, ограничивая «предложение», порой совершенно искусственно, волей-неволей подталкиваем «спрос» к каналам, идущим из-за рубежа, которые часто вместе с заманчивыми ритмами несут порядочное количество идеологического мусора.
На одной из комсомольских конференций, где мне довелось побывать в этом году, по традиции делегатам был' роздан микропесенник, содержащий тексты произведений комсомольской, гражданской тематики, чья судьба счастливо связана с молодежью. Песни эти были у всех «на слуху», их легко петь вместе. Среди полутора десятков названий, составивших сборник, по пять песен принадлежали Александре Пахмутовой и Давиду Тухманову.
– В песне патриотической, по-моему, кроме двух традиционных составляющих – музыки и текста, обязательно должен незримо присутствовать и третий элемент – время. Как правило, песни эти являются естественным откликом поэта и композитора на события, волнующие наше общество. В этом смысле авторы являются как бы голосом «коллектива», и очень важно, чтобы голос этот прозвучал чисто, искренне и своевременно. Я много писал в этом жанре и считаю своей обязанностью продолжать эту работу.
Другой вопрос, что патриотическая песня, на мой взгляд, не может стоять в стороне от тенденций развития современной музыки, она должна быть близка в первую очередь молодежи, ибо является важнейшим средством воспитания, передачи традиций. Из этого в первую очередь я и исходил при написании песен «Дадим шар земной детям», «Родина моя», «Притяженье земли», «Как прекрасен мир». Другой вопрос, что они не рассчитаны, конечно, на хоровое пение, более того, требуют определенной вокальной подготовки. Существует мнение, что маловато сейчас создается песен, которые можно петь хором. Об этом приходится сожалеть, но такова объективная реальность. Современная песенная ритмика, мелодическая сложность, которые использованы, например, в песне «Ненаглядная сторона», вообще предусматривают высокопрофессиональное владение голосом. Но, по-моему, эмоциональное воздействие песен от этого не уменьшилось, а это в конечном счете и является главным.
Похоже, что в последние годы творческое вдохновение Давида Тухманова больше, чем прежде, связано с наличием исполнителя, способного воплотить замысел композитора. Возможно, конкретность его музыкального мышления сейчас достигла такого уровня, который просто не позволяет композитору писать «вообще», не предвидя с абсолютной точностью конечный результат. Песни его вольно или невольно появляются сериями, циклами, каждый из которых связан с определенным солистом.
Тухманов не торопится подобрать исполнителя – присматривается подолгу, пристально, но, принципиально решив для себя вопрос, вкладывает в работу с певцом всего себя.
Порой кажется, что в его руках находится незримая волшебная палочка, прикасаясь которой к исполнителю, он находит в том черты, неведомые доселе даже самому певцу, открывает новые грани индивидуальности.
– Последнее время я внимательно отношусь к подбору певцов. Важными для меня являются их профессиональные качества: тембр, гибкость вокала, широта диапазона, индивидуальность голоса, его выразительность. Немалое значение имеет и личность певца – его человеческие, нравственные черты, характер, душевный потенциал.
Лично я знаю некоторых прекрасных исполнителей, которые профессионально могли бы исполнять мои песни. Но если не резонируют наши жизненные убеждения, если не возникает чисто человеческого контакта, я предпочитаю отказаться от сотрудничества. Из певцов, с которыми мне пришлось работать в последние годы, наиболее сильное и цельное впечатление оставили, пожалуй, молодой горьковский исполнитель Валерий Леонтьев да еще Николай Носков, солист рок-группы «Москва».
Леонтьев – вполне сложившийся певец с самобытным голосом, прошедший длительную школу гастрольной деятельности, но сохранивший в буднях кочевого актерского быта и свежесть таланта, и предельную самоотдачу, и искренность. За год мы с ним записали шесть композиций, звучали они неплохо, но интересно не это. Откровенно говоря, в последние годы, увлекшись звукозаписью, я как-то стал забывать, как звучат мои композиции в «живом», концертном исполнении. Увидев Валерия на концерте, я был приятно удивлен. Он обладает великолепной пластикой, легко движется по сцене, жесты его точны и выразительны. И композиции, прозвучав с эстрады, предстали с совершенно неожиданной стороны. Впечатление от концертного выступления превосходило студийную запись, что бывает нечасто.
Думаю, что у Валерия многое впереди. Правда, в последнее время мы сотрудничаем меньше, я сейчас увлечен работой принципиально иной.
Один неглупый человек заметил, что для создания легенды нужно как минимум совпадение двух компонентов: ярко выраженного общественного интереса и минимума информации.
Давид Тухманов в таком случае должен быть окружен цепью легенд и вереницей слухов – интерес налицо, а его замкнутый образ жизни и нелюбовь к публичным высказываниям стали уже притчей во языцех.
Большинство из немногих опубликованных с ним интервью заканчивается одним и тем же вопросом: когда же будет выпущен новый авторский диск-гигант, столь долгожданный после нашумевшей пластинки «По волне моей памяти»? На что следовал обычно уклончивый ответ: мол, не пришло еще время об этом говорить и пока конкретных замыслов в этом направлении нет. И только совсем недавно в нашем разговоре прозвучали слова: «Видимо, может получиться».
На мой вопрос, с кем он собирается писать пластинку, Давид Федорович ответил сразу и определенно: «Конечно, с рок-группой «Москва».
– Последнее время мы работаем с группой «Москва» – записали уже пластинку-миньон. Многих удивил выбор коллектива – ведь у нас достаточное количество «престижных», профессиональных ансамблей, которые уже хорошо зарекомендовали себя в студиях грамзаписи и на эстрадных подмостках. Но творческие поиски последнего времени заставили меня искать музыкантов и певцов с соответствующими возможностями.
Рок-группа «Москва» – коллектив совсем молодой и по возрасту и по стажу. В нее входят Алексей Белов – лидер-гитара, клавишные, вокал; Дмитрий Серебряков – ударные, вокал; Николай Носков – гитара, лидер-вокал. Всем участникам группы немногим более двадцати лет.
При записи «миньона» я, может быть, впервые смог позволить себе совершенно новую степень композиционной свободы, твердо зная, что самые сложные пассажи не смутят участников ансамбля.
Их технические возможности и свежее музыкальное мышление позволяют экспериментировать с различными формами сегодняшней музыки. Им также свойственно стремление осмыслить порой сложный музыкально-поэтический образ, передать его ярко, артистично.
Всегда привлекает в музыкантах беспредельная преданность делу, стремление к новому – все это есть у членов группы «Москва».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.