Соцсоревнования
«Смена» начинает смотр рабочих литературных кружков. Из номера в номер будут печататься образцы творческой продукции литкружковцев и освещаться опыт учебной и общественной работы кружков. Все литкружки должны немедленно развернуть деятельную подготовку к смотру, привлекая к этому делу заводскую общественность. Смотр должен пройти под знаком социалистического соревнования.
Пролетарской общественностью, комсомолом, рабкорами и литкружковцами в основном уже крепко усвоена та очевидная истина, что дело создания настоящей боевой, классово - непримиримой литературы - кровное дело рабочего класса. Беда лишь в том, что, осознав эту истину, мы не научились делать на основании ее практические выводы и, главное, действовать в нужном направлении. Проблема пролетарских литературных кадров не разрешена. Пролетарская литература отстает от темпов реконструктивного периода. Когда на XVI съезде партии т. Киршон назвал число произведений пролетлитературы, написанных в промежуток между XV и XVI съездами, раздались голоса: «Мало!» Мы можем, конечно, отметить ряд успехов в пролетарском литературном движении. Пролетарская литература растет в условиях обостренной классовой борьбы, в непримиримой войне с односторонними метафизическими установками, свойственными мелкобуржуазному мышлению. Она сметает с дороги открытых и замаскированных врагов, она разрывает паутину фальшивой лести, на которую не скупятся многочисленные «друзья» из породы «литературных мальчиков». Но если пролетарская литература растет, если она пробивается вперед по пути завоевания гегемонии, - значит ли это, что мы должны сложить руки и умильно наблюдать ее успехи?
Рабочий литкружок на предприятии, где преимущественно занимается рабочая молодежь, является наиболее приближенной к жизни массовой ячейкой пролетарского литературного движения. В Москве и Ленинграде около сотни этих ячеек разбросаны по всем крупнейшим предприятиям, во всех пролетарских центрах работают многочисленные литературные кружки рабочей молодежи и частично взрослых рабочих. При всем разнообразии методов работы для всех этих кружков характерна одна общая черта: оторванность от общественной жизни, от политической и хозяйственной жизни своего предприятия.
С одной стороны, самый характер работы кружка, неправильная и чуждая пролетарскому литературному движению установка превращают его в какой - то «литературный салон», «общество избранных», где занимаются далекими от живой жизни, нудными литературными упражнениями. С другой - у нас в низах, в массе, на предприятиях не создано до сих пор сознательного, политического отношения к литературе, не изжиты обывательские взгляды на начинающего писателя, как на «гонорарщика», как на «малосольного» или какого - то чудака и лодыря. Вместо активного включения литературного кружка в борьбу за промфинплан, в производственно - культурную деятельность предприятия мы имеем в большинстве случаев разрыв: литкружок все дальше уходит от клокочущей заводской жизни, выращивая зачастую не общественника - писателя, который нам нужен, а размагниченного, оторвавшегося от жизни и борьбы своего класса литературщика, увлекающегося только формальными исканиями. Нам нужны не такие кадры. Мы знаем, почему окончилась неудачей недавняя попытка ряда крупных писателей описать социалистическое соревнование (очерки в «Литгазете»). О знаменательнейшем явлении нашей современности, каким является соцсоревнование, писали люди, совершенно не знакомые с жизнью предприятия, с настоящими, а не книжными рабочими, со всей сложностью производственных, технических и общественных процессов, роящихся внутри каждого нашего завода. Для того чтобы стать пролетарским писателем, надо, в первую очередь, быть крепчайшим образом связанным с делами и борьбой своего класса, надо принимать в этих делах и борьбе самое живое, непосредственное участие. Значит ли это, что мы против литературной учебы литкружковцев? Значит ли это, что мы хотим пригвоздить литкружковца к «ограниченным» темам его предприятия? Кто ставит вопрос так, тот ничего не смыслит в путях развития пролетарского художника. Учиться надо, конечно, и по книгам, не забывая, что главная учебная книга - распахнутая жизнь. Темы надо брать и «пошире», но для этого надо прежде всего прочувствовать, продумать и отразить борьбу своего завода, и не столько «отразить», - это неправильное по существу понятие, - сколько самому принять участие в этой борьбе, вооружись отточенным оружием художественного слова.
Смотр рабочих литературных кружков, который начинает проводить «Смена», ставит основной своей задачей подготовку пролетарских литературных кадров. Но как будет выполняться эта задача? Значит ли это, что «Смена» должна напечатать десяток - другой наиболее удачных стихов и рассказов литкружковцев и этим ограничиться? Ни в коем случае. Задачу подготовки пролетарских литературных кадров мы будем выполнять, борясь за поворот всех литкружков лицом к общественной жизни, выбросив одним из главных лозунгов - лозунг:
- Литкружок - ударная бригада в борьбе за промфинплан!
Смотр должен превратиться в социалистическое соревнование литкружков на лучшее обслуживание художественным словом производственной и культурной работы на предприятиях. Кто побольнее ударит эпиграммой по злостному рвачу и прогульщику? Кто посильней и ярче даст стихотворный производственный лозунг для цеха?
Кто напишет лучшую инсценировку на тему о выполнении пятилетки в четыре года, о качестве продукции, о снижении себестоимости?
Это не означает ни в какой мере, что мы хотим «смазать творческое лицо кружков», что мы игнорируем творческие опыты литкружковцев в области стиха, рассказа, повести.
Само собой понятно, что именно эти творческие опыты займут главное место в смотре. Но литературный смотр «Смены» ставит своей боевой задачей связать одно с другим, связать агитационно-массовую литературную работу на предприятии с так называемым «серьезным творчеством».
Мы хотим добиться ликвидации вреднейшего разрыва между той работой, которую начинающий писатель делает в стенгазете своего завода, и той, которую он посвящает «настоящему» творчеству. Поднять агитационно-массовую, стенгазетную, клубную работу литкружковца до большой политической и художественной высоты, связать работу литкружка с общественной жизнью предприятия и обеспечить тем самым здоровый общественный и творческий рост начинающего писателя - такова цель смотра.
Необходимо мобилизоваться.
Литературный смотр «Смены» - дело большого общественного значения. Не говоря о самой массе литкружковцев, необходимо обеспечить участие в смотре комсомольской организации, рабкоров, стенгазетчиков, читателей рабочих библиотек.
В настоящем номере «Смены» мы печатаем план проведения смотра. Каждый литкружок должен его обмозговать, продумать, наметить конкретные задания и взяться за дело.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.