Вспомните эпопею Нобиле, нашу экспедицию на землю Франца - Иосифа, экспедицию на о. Врангеля - и станет ясно, что только советские суда могут спокойно плавать среди льдов Полярного моря. Последние же месяцы дали знать всему миру о завоеваниях Советского Союза и по линии авиационного обслуживания Севера, при чем в основу развития авиации на Севере заложены не коммерческие, а научные цели.
Из американской печати мы увидели растерянность американского общества, когда исчез летчик Эйельсон, помогавший купцу Свенсону вывозить дорогие меха из Сибири в Нью - Йорк. До этих пор американцы считали себя победителями Севера и, развивая воздушную сеть, не задумывались над проблемой Севера. Случай же с Эйельсоном показал им их ошибку.
10 ноября из американского порта Толлер вылетел самолет типа «Гамильтон 53», направлявшийся к мысу Северному и имевший на борту пилота Эйельсона и борт - механика Борланда. Этот самолет к месту посадки не прибыл. 18 ноября шхуна Свенсона «Нанук» получила от прибрежных чукчей сведения, что самолет пролетел в район реки Ангуемы. 29 ноября штурман шхуны «Нанук» Берднео вышел с 2 нартами на 30 миль, но ничего не обнаружил. Наступившая пурга не давала возможности американским и советским самолетам совершать розыски до двадцатых чисел января. 26 января американский пилот Кроссом обнаружил по тени на снегу крыло самолета. По распоряжению капитана Миловзорова и г. Свенсона были начаты раскопки.
Самолет на колесах с верхним расположением крыльев и мотором в 565 сил найден в 100 километрах от берега сильно разбитым и исковерканным. Мотор найден в 10 метрах от фюзеляжа, правое крыло - в 30 метрах и правое колесо - в 100 метрах сзади. Ось изогнута. Пилотская кабинка разбита. Уцелело левое сиденье. Вся машина разбросана на площади 100 метров и погребена в 4 - футовом плотном снегу. Откопаны револьвер Эйельсона, сплющенные бидоны из - под бензина и мешок из - под сахара со следами крови.
Капитан Миловзоров, начальник летного звена Слепнев, начальник пограничного отряда Кучма, американский гр - н Свенсон и старший американский летчик Чундоб признали, что гибель Эйельсона и Борланда - факт бесспорный.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.