Национальный вопрос, как часть общего вопроса о классовой борьбе пролетариата, о пролетарской революции, является одной из составных частей ленинизма. Не правы поэтому те, кто, не понимая иногда ленинских установок в национальном вопросе, думает, что нация отжила свой век. Нация существует. Существует и украинская нация. С давних пор Украина была колонией царской России. Царизм проводил политику русификации, стремился объединить свое государство в единую, неделимую великую Россию. Это привело к тому, что на Украине все украинское было загнано в подполье. Царизму с его политикой национального угнетения, политикой подмены классовой борьбы борьбой враждующих национальностей среди трудящихся удалось многого достигнуть: было придушено культурное развитие большинства национальностей, были запрещены школы и печатное слово на национальных языках. Эта политика царизма в первую очередь, как это всегда бывает, повлияла на господствующие классы. Господствующие классы на Украине продавались царизму сами и продавали нацию, которая только начинала формироваться. За это царизм обещал казацким старшинам дворянские титулы, обещая превратить нереестровых казаков в крестьян, т. е. в крепостных.
Октябрьская революция дала возможность широкого осуществления ленинского лозунга: «право на самоопределение» всех наций и народов бывшей царской России. В декларации прав народов, подписанной тт. Лениным и Сталиным, оговорено это право и возможность осуществления его через съезды советов. Национальный вопрос несомненно сыграл большую роль как в истории Октябрьской революции на Украине, так и в истории гражданской борьбы за укрепление советской власти на Украине.
Национально - культурное строительство, являясь частью национальной ленинской политики. нужно нам в эпоху пролетарской революции для укрепления союза рабочего класса и крестьянства, для мощности и непоколебимости этого союза, для успешности борьбы пролетариата с мировым империализмом, для вовлечения в социалистическое строительство широких трудящихся масс, для ликвидации остатков экономического и культурного неравенства наций, ранее угнетенных. Поэтому нельзя рассматривать национальный вопрос как часть крестьянского вопроса, так же как нельзя и отрывать его от крестьянского вопроса.
Было бы вредной ошибкой сводить национальную политику партии и к чистому «культурничеству», - все это приводит к ограничению и смазыванию глубины и сути ленинской национальной политики. Украинизация - отрасль национально - культурного строительства - является способом повышения культурного уровня рабочего класса, способом привлечения широких трудящихся масс к национально - культурному строительству, которое в свою очередь является фактором исключительной значимости в деле привлечения этих масс к социалистическому строительству. Следовательно украинизация является составной частью всего процесса социалистического строительства, так как повышение культурного уровня рабочего класса и крестьянства неразрывно связано с поднятием производительности труда, рационализацией производства, осуществлением более совершенных форм сельского хозяйства (коллективизация), - со всеми вообще задачами, поставленными эпохой реконструкции.
Мы должны строить пролетарскую культуру, но рядом с этим мы еще наталкиваемся на попытки снизить роль национально - культурного строительства разговорами о том, что «интернационализация» - де нашей культуры делает ненужным развитие национальных культур. Такие попытки нужно решительно пресечь, так как они являются следствием неполного понимания значения национально - культурного строительства в период развернутого социалистического строительства. Следует помнить, что когда мы говорим о национальной культуре, мы вовсе не противопоставляем ее культуре пролетарской, - успешно разобраться в этом вопросе нам очень поможет четкая формулировка его тов. Сталиным. Тов. Сталин сказал: «Мы творим пролетарскую культуру. Это совершенно правильно, но правильно также и то, что пролетарская культура, социалистическая по своему содержанию, принимает различные формы, и способы выражения у разных народов, втянутых в социалистическое строительство, в зависимости от различий языка, быта и т. п. Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме - вот та общечеловеческая культура, к которой стремится социализм. Пролетарская культура не уничтожает национальной культуры, а дает ей содержание и наоборот национальная культура не уничтожает пролетарской культуры, а дает ей форму» (Сталин, «О политических задачах Университета народов Востока»).
Пролетариат под руководством своей партии, в союзе с крестьянством создает новое общество. Только пролетариат может быть творцом украинской культуры, - отсюда и вытекает необходимость повседневной агитации среди рабочих за украинизацию. Путем возглавления рабочим авангардом национально - культурного строительства мы обеспечим развивающейся национальной украинской культуре социалистическое, интернациональное содержание. Надо дать рабочему возможность читать лучшие образцы украинской литературы, украинские газеты и журналы, посещать украинский театр, слушать украинские песни и музыкальные произведения и т. п., задача заключается в том, чтобы упорно и систематически разъяснить рабочему его политический долг - возглавлять развитие украинской культуры. Партия же как таковая должна идти впереди в этой работе, ни в каком случае не забывая, однако об обеспечении прав других нацменьшинств, которые составляют более 20% всего населения Украины.
Проводя на практике программу национальной политики, наша партия встречала и сейчас встречает чрезвычайно серьезные затруднения, заключающиеся в различных отклонениях от правильной ленинской линии. Эти отклонения представлены великодержавным шовинизмом, с одной стороны, и местным национализмом - с другой. Тов. Сталин на XVI съезде партии сказал:
«Картина борьбы с уклонами в партии была бы неполной, если бы мы не упомянули об имеющихся в партии уклонах в области национального вопроса. Эти уклоны не так заметны и напористы, как «левый» или правый уклон; их можно назвать «ползучими» уклонами. Но это не значит, что они не существуют. Нет, они существуют и главное - растут. В этом не может быть никаких сомнений. Не может быть сомнений потому, что общая атмосфера обострения классовой борьбы не может не вести к известному обострению национальных трений, находящих свое отображение в партии. Великороссийский шовинизм, который стремится обойти национальные различия языка, культуры, быта стремится подготовить ликвидацию национальных республик и областей, стремится подорвать принцип национального равенства, прикрываясь маской интернационализма и именем Ленина, есть наиболее утонченный, а потому и наиболее опасный вид великороссийского национализма».
Характеризовать великодержавный шовинизм можно на примере теории «борьбы двух культур» (украинской и русской). Эта немарксистская, неленинская теория. Сторонники ее заявляли, что «искусственное - де введение украинского языка в партии и рабочем классе в условии теперешнего экономического и культурного соотношения между городом и селом означает переход на точку зрения низшей культуры села, если сравнивать ее с высшей культурой города...
Украинский писатель тов. Хвыльовый в свое время предлагал: «Брать курс во всяком случае не на русскую культуру». Партия решительно осудила все эти положения как антиленинские.
Давая решительный отпор великодержавному шовинизму, мы должны не менее решительно бороться и с украинским национализмом, идеологами которого были в свое время Хвыльовый и Шунский, не только защищавший Хвыльового, но ушедший дальше его, отказавшись признать что - либо серьезное в достижениях партии в деле украинизации последних лет. В процессе борьбы с украинским национализмом партия столкнулась с волобуевщиной, которая доказывала, что Украина является колонией России и что вхождение Украины в состав СССР обходится ей очень дорого. Излишне приводить факты и цифры, доказывающие совершенную несостоятельность положений волобуевщины: надо отметить однако, что такого откровенного перехода на позиции буржуазного национализма партия до сих пор еще не знала.
Приведенными фактами не исчерпывается украинский шовинизм. В последние годы вообще наблюдается заметный рост укрнационализма. Наивысшей формы развития он достиг в создании «Спiлки вiзволения Украiни». (Союз освобождения Украины) - контрреволюционная организация, которая под знаменем «независимости и национального освобождения» фактически боролась против пролетарской диктатуры, торгуя интересами рабочих. Украинские националисты стояли перед судом как агенты, приказчики мирового капитала, по приказу которого и в интересах которого они боролись за восстановление прав помещиков и капиталистов.
Поставив своей задачей подготовку вооруженного восстания, свержение советской власти и восстановление капиталистического строя на Украине, СВУ в процессе контрреволюционной работы уделил много внимания и молодежи: была организована «Спiлка украинскоi молодi», для которой предусматривалась очень значительная роль в предполагаемом вооруженном восстании против советской власти. СУМ в своих рядах «некультурной», необразованной молодежи, по мнению Ефремова, не имел. Анализ социального состава СУМ выявляет полную его однородность с СВУ: в нем принимали участие сыновья помещиков, выходцы из духовенства и кулачества, пролезшие в вузы; здесь же были и дети бывших германских и унресовских политических деятелей. Понятно поэтому, что особенную ненависть и СВУ и СУМ питали к авангарду трудящейся молодежи - комсомолу.
История борьбы против советской власти, борьбы, проводимой украинской мелкобуржуазной контрреволюцией, украинскими социалистическими партиями, не является чем - то характерным только для Украины. По сути точно так же выглядит история контрреволюционной борьбы социалистических партий Грузии, Армении, Азербайджана и других стран, - меняются только имена капиталистических хозяев - вдохновителей этой борьбы. Наша партия, твердо проводя в жизнь свою национальную политику, побеждая в борьбе с отклонениями от нее, борясь с националистическими настроениями, вдохновляемыми украинской и русской буржуазией, кулачеством и буржуазной интеллигенцией, бьет вообще по оружию наших классовых врагов, в том числе и по антисемитизму. Вот почему наша партия имеет такие большие достижения в деле национально - культурного строительства, как и в процессе социалистического строительства вообще.
«Факты и цифры говорят сами за себя и следует обратиться к ним. В 1926/1927 г. неграмотное население на Украине составляло 33%, в этом году этот процент снизился до 27. В Виннице школы с преподаванием на украинском языке в 1926/1927 г. составляли 33% к общему количеству дисциплин, в прошлом 1928/
1929 г. этот процент возрос до 58. В 1927/1928 г. студентов - украинцев в вузах было 51%, а в 1929/1930 г. - 56%; в техникумах в 1927/1928 г. - 56%, в 1929/1930 г. - 66%. Все это свидетельствует о том, до какой степени правильно разрешается вопрос с украинскими кадрами, которые должны будут активно продолжать строительство социализма.
Второй факт, свидетельствующий о наших успехах, это повышение тиража газет с 1 100 000 экз. в 1927/1928 г. до 3 000 000 экз. на май 1930 г. В 1928 г. украинские газеты составляли 56% всего тиража а теперь их удельный вес достигает 89%. Украинизация стенных газет повысилась с 36% до 72%.
В области роста украинской литературы также имеются большие достижения: если в 1927/ 1928 г. было издано 5 400 названий, то в этом году - 9 900 названий, при чем в 1927/1928 г. книги на украинском языке составляли 54%, а в этом году - 80%. Технической литературы на украинском языке в 1927/1928 г. было издано 70 названий с тиражей в 212 000 экз., а за первое полугодие этого года издано 151 название с тиражей свыше миллиона экземпляров.
Число украинцев в партии увеличилось с 51,9% до 52,6%, среди кандидатов рост процента украинцев значительно больше. Удельный вес украинцев среди рабочих и служащих в период с 1926 по 1929 год увеличился с 50%. до 57%, среди индустриальной группы рабочих с 41% до 48%. Таких примеров можно привести очень много и все они свидетельствую; о правильности национальной политики партии и ее руководителя - ЦК.
Комсомол Украины, который работает воспитывается под политическим руководством партии, имеет свои достижения, вложенные в общую сокровищницу национально - культурного строительства. Работая по осуществлению национальной политики партии, комсомол укреплял свои ряды в классовой борьбе, происходящей в стране, в частности и на проведении национальной политики партии. Украинская комсомольская организация, понимая, что национальный вопрос заключается не только в языке, литературе и искусстве, расположила свои силы по всему фронту национально - культурного строительства, связывая этим последнее со всем процессом социалистического строительства, переплетая свое участие в национальном строительстве с интернациональным воспитанием своих рядов и рабочей молодежи. Понятно, что отделить комсомол от борьбы за развитие украинской пролетарской культуры невозможно. В своей работе комсомол проявил себя как большую и действенную политическую силу, как действительного помощника партии. Комсомол Украины непоколебимо стоит под знаменем КП(б)У в борьбе с уклонами от ленинской национальной политики, в борьбе со всеми классово враждебными силами нашей страны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.