Муллы до сих пор «размножались» в школах - «медрессах». Раньше молодежь очень стремилась учиться в них, но «мода» эта уже исчезает: некоторые «медрессцы» побросали ученье и стали комсомольцами.
Несколько месяцев тому назад из Турции перекочевало много мулл, они быстро овили свои гнездышки в советском Аджаристане. Человек двенадцать таких туристов уже выслали обратно.
С муллой необходима упорная и жестокая борьба, иначе своим влиянием они долго еще будут держать в косности алжирское крестьянство и молодежь. Опасно еще и то, что муллы - наиболее культурные представители села. Есть муллы аджарцы, которые работают преподавателями в школах. Муллы обладают еще и любознательностью. В селе Цхмориси раз в месяц бывает кино; мулла является его аккуратнейшим посетителем.
Чадра до сих пор является символом порабощения женщины - аджарки. Во всей уездной организации комсомола пока что нет ни одной девушки. 13 - ти лет, еще, будучи в школе, девушка - аджарки одевает чадру и уже почти безнадежно заставить ее открыть лицо Я примкнуть к общественной жизни.
Национальная рознь, национализм пока еще сильны в психике аджарца. Самые реакционные представивители мусульманского мира презирают христиан. Среди молодежи это менее развито, но все же заметно. Очень презрителен взгляд аджарца на армян и грузин.
Если аджарец женится на грузинке, это считается позором. Если грузин женится на аджарке - считается грехом. Раньше на этой почве убивали из - за угла. Сейчас столь жестокая расправа не наблюдается.
Кровавая месть не исчезла из обихода аджарца. Стоит обругать одному другого, оскорбить - и пошло. Убивают друг друга, а потом увязываются родственники. Недавно произошло несколько убийств на почве кровавой мести. Местные власти бессильны бороться против мести, и тут необходимы законодательные меры, строгий надзор и наказание виновных.
Пограничное положение Аджаристана с Турцией делает отдельные его местности центром контрабанды.
Многие комсомольцы и партийцы соблазняются легким заработком через контрабанду. Несколько человек партийцев исключено за контрабанду. Но контрабанда влечет, как азартная игра.
Прошлой зимою, в непогоду ходило «за добычей» 7 человек и все погибли под обвалом.
С ребятами из укома КСМ забираемся на высокую гору, где в зарослях, как гнезда, стоят домики. Xозяин одного из них - бедняк, сидит на полу, как сторож возле дверей, ведущих в «женские комнаты», и покуривает трубку. Старик робеет, очевидно, боится того, что мы пришли за налогом. Объясняем в чем дело. Старик постепенно вступает в разговор.
- Я доволен тем, что сейчас свобода, - говорит он. - В борьбе с меньшевиками я повредил себе ногу. Раньше с нас взятки брали, - сейчас не берут. Я уважаю свое правительство, поэтому Джеври (17 - летнего сына) послал в комсомол...
- Я стар и молюсь богу, что же касается сына, то это его личное дело, я его не неволю. Вот насчет муллы я не согласен... без него все пропадет...
Сын - 17 - летний комсомолец с черным турецким профилем. Он рассказывает о себе:
- У нас вся молодежь в комсомоле... Вместе с другими я помогаю крестьянам. Многие меня уважают, а некоторые презирают. Я хочу очень учиться в партшколе.
Задаем ему вопросы о боге, о чадре, что носит его жена:
- Чадру со своей жены я не сниму, потому что одному как - то не под силу, если бы все, тогда и я. А вот в бога не верю.
Спрашиваю его о кровавой мести.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.