Почему я столь подробно останавливаюсь на вопросах организации производства, работы?
Хотя бы потому, что к ним – к производству, к работе – выросли требования прежде всего у молодежи, о которой все мы радеем. Уверен: жажда интересной, правильно организованной, продуктивной работы сегодня велика у молодежи, как никогда. И с этим нельзя не считаться любому руководителю, если он серьезно размышляет о развитии своего коллектива.
Другое дело, что у отдельных молодых образование обгоняет рост квалификации, их потребности порой превышают собственные возможности – тут уж без индивидуальной работы не обойтись. Нужно убедить парня или девушку, что рановато им претендовать на новейший станок, что интересную работу еще следует заслужить. Однако надо и постоянно помогать в стремлении овладеть вершинами профессии, если такое стремление налицо. Иными словами: всячески заботясь о молодежи, нужно и предъявлять ей определенные требования.
Жизнь, сам характер научно-технического прогресса неотвратимо требуют нового подхода к делу. И одним из коренных преобразований у нас стало создание комплексных бригад, работающих на коллективный наряд (об этом же явлении рассказывал в № 9 «Смены» директор Московского завода автотракторного электрооборудования тов. Борзунов). Вначале у нас насчитывалось 85 комплексных бригад, сейчас действует 185, будет 240. Скажу, что, несмотря на стремительный рост цифр, процесс образования этих коллективов идет неторопливо, обоснованно, с привлечением экономистов и технологов, социологов и психологов, создан штаб по формированию комплексных бригад.
Не давая детальной характеристики этому процессу, подчеркну, что для нас научный подход к делу ни в коем случае не является умозрительным, и когда в редких случаях возникают какие-то ЧП при создании бригад, то, к примеру, руководителя наших социологов В. Г. Назарова вы не застанете на своем обычном служебном месте – он переодевается, идет в цех и там, работая со сборщиками или станочниками, с удвоенным вниманием изучает не только технические проблемы, но и строй эмоций – настроения, мысли членов формирующейся бригады – и молодежи и ветеранов, и потому социологические таблицы, как и иные характеристики, у нас максимально выверены, точны. Ведь еще в процессе подготовки проводились анализы индивидуальной выработки рабочих, загрузки и коэффициента сменности оборудования, обеспечения в комплекте заготовками, штамповками, изучалась заработная плата... Каков базовый коэффициент трудового участия каждого члена бригады? Кто может стать не просто должностным, но и неформальным лидером новой трудовой ячейки? Не в бригаде ли выше всего проявляется чувство хозяина у рабочего? Таков примерный круг вопросов, на который отвечают таблицы.
Оплата труда. Потому-то мы и занимаемся столь упорно комплексными бригадами, что от них не только выше производственный эффект, моральная ответственность, но и нагляднее, на глазах всей бригады, распределяется оплата. Ведь уже почти исчезает давнее явление, когда рабочий прикидывает, выгодный или невыгодный ему лично сегодня дали наряд. А кто-то из молодых вообще этого не знает. Его прямая выгода – в успехе коллектива.
Хочу подытожить свои рассуждения: самый интенсивный, самый, может быть, устремленный потребитель интересной, рационально организованной, четкой работы сегодня – это молодые. Вот почему вопрос организации производства – одновременно и «молодежный вопрос». И это совершенно не исключает, а предполагает, что именно на комсомольцев, на молодежь можно и нужно опираться в трудной ситуации. Спросите сегодня любого комсомольца объединения, какое мероприятие ему запомнилось больше всего. Он вспомнит прошлую весну, когда происходила корректировка плана, пересматривались обязательства, организовывалась трехсменная работа, проводилось озеленение заводской территории, велась подготовка к оказанию помощи колхозникам во время страды, – вспомнит самые напряженные, самые ударные дни, которые к тому же комсомол окрестил метким названием – операция «Весенний шум». Не со скукой, не с унылостью – с азартом и инициативой, с веселостью и задором работала наша молодежь.
Дух соревнования всегда окрыляет, обязывает. Впрочем, как обязывает и – если так можно выразиться – буква соревнования! Дело в том, что принятие социалистических обязательств у нас стало делом чрезвычайно ответственным. Мы практикуем «защиту обязательств», то есть каждый пункт тщательно просчитывается, аргументируется организационно, экономически, увязывается с общими возможностями цеха, всего объединения, на этой основе закладывается и план социального развития... Практически все рабочие участвуют в планировании. И это коренная причина строжайшего выполнения взятых обязательств.
Таким образом, системный подход у нас существует не только в вопросах производства. Он действует и в наращивании тех социальных благ, которые необходимы цехам, заводам, объединению. И это тоже в первую очередь адресовано молодежи. Потому что кому больше нужны спортивные площадки, клубы, красные уголки, кружки художественной самодеятельности? Естественно, молодым.
...Красный уголок цехов №№ 12, 13 и 31. Еще недавно обыкновенное полуподвальное помещение. Сейчас здесь стены облицованы мрамором, розовым ракушечником и древесной корой, орнаментированы пористой губкой. Есть зимний сад с фонтаном, кактусы, пальма, повитель. Зал – на 170 мест. В красном уголке проводятся лекции и киносеансы, в обеденный перерыв у рабочих нередкие гости – артисты филармонии, здесь работают кружки правовых знаний, художественной самодеятельности, имеется выставка рисунков... Агитбригада красного уголка заняла первое место в Октябрьском районе города.
Остается добавить, что красный уголок построен своим и силами, и комсомольцы здесь сыграли большую роль.
Это пример тех усилий, которые предпринимаются в общей системе социально-бытовых мероприятий. К ним же относится создание зон отдыха в каждом цехе, в непосредственной близости от рабочих мест: застекленная терраса, столики, зеркала на стенах... Гордостью объединения стала художественная студия, где наши самодеятельные художники, скульпторы, чеканщики, резчики по дереву работают почти на профессиональном уровне.
Думаю, что уже из перечисленных элементов организации заводской жизни ясна конечная цель: она заключается в том, чтобы рабочий, и в особенности новичок, молодой производственник, чувствовал себя на предприятии хорошо, чтобы объединение стало для него родным, своим, чтобы он гордился им, беспокоился о нем.
И здесь уместно сказать, что весь тон отношений в коллективе должен быть уважительным, сердечным. Ведя прием по личным вопросам, я, как генеральный директор, каждый раз с удовлетворением отмечаю, что иной начальник цеха приходит «на суд четырехугольника», скажем, по проблеме жилья, вместе с молодым рабочим своего цеха – и доказывает, что человек это хороший, что он заслужил улучшения условий, льгот, – в этом неравнодушии, в этой заинтересованности руководителя в личных делах рабочего заключено многое. Кстати, скажу: как и на других предприятиях, у нас существует строжайшая система распределения квартир, которую никто не может нарушить, но как важно все четко объяснить человеку, надежно, твердо пообещать – и выполнить обещание. И не менее важно, что руководитель, це^я и уважая своего работника, находит время, чтобы не остаться в стороне от его нужд. Это правильно, это грамотно, это, наконец, соответствует требованиям партии – во всем заботиться о людях.
Потому что главная ценность завода – люди. Их горячие добрые души и растущий профессионализм. Их безотказность, самоотверженность и умение, творческая смекалка. Их глубоко осознанное, острое чувство личной ответственности за коллектив, за честь своего предприятия.
Не случайно предприятия, идущие в фарватере технического прогресса – каждое в своих рамках и масштабах, заботящиеся как о производстве, так и о социально-нравственных благах людей, – лучше, успешнее, плодотворнее решают проблему молодых кадров, в том числе и их «текучести».
Как у каждого сегодняшнего предприятия, у объединения «Курганармхиммаш» есть серьезные обязанности не только перед молодежью, уже пришедшей в цеха, но и перед теми, кто придет на производство завтра, – перед школьниками, учащимися техникума и, конечно же, профтехучилища. Сказать, что мы полностью решили проблему шефства и проблему профориентации во всем объеме, – значит оказаться самонадеянными и недальновидными. Повторяю: мы не испытываем нехватки рабочих рук, но это не значит, что не заинтересованы кровно в том, чтобы ряды молодых рабочих пополнялись: резервы объединения немалые. Так вот, имея вожатых-производственников в двух городских школах (№№ 14 и 46), развивая всестороннюю связь со всеми учебными заведениями, мы ближайшую надежду возлагаем, конечно, на профтехучилище. И дело не только в том, что его материальная база посильно укрепляется объединением. Главный залог успеха в том, что мы послали в училище высококвалифицированных передовых рабочих, ударников труда в качестве инструкторов производственного обучения, а ребята выпускают под их началом плановую продукцию, которая идет в счет объединения, и мы называем свое родное училище «двадцатым цехом». Сейчас учащиеся выпускают токарные изделия, но уже сегодня вопрос стоит о расширении номенклатуры, чтобы включились в заводской план изделия слесарно-сборочные и сверлильные с «маркой» профтехучилища. Завершающая подробность: ученики наших подшефных школ проходят практику в заводском профтехучилище. Думаю, этот факт многозначен. Он не только характеризует материальные и технические возможности училища, но снимает какие-либо противоречия между педагогическими процессами в школе и профтехучилище. А это очень важно – взаимопонимание, единая цель воспитания.
Все, о чем ведется речь, характерно для множества предприятий нашей отрасли, промышленности страны в целом. На их опыт мы во многом опираемся, исходя из собственных условий.
Не стереотипы, а творческие начала заводской жизни привлекают молодежь к заводу. И никто так сильно, действенно не сможет сказать тому же вчерашнему десятикласснику: «Иди на завод!», чем семья, работающая на предприятии, чем знакомые молодые рабочие, чем ветераны. Убежден, этот субъективный фактор нельзя недооценивать.
...Новичок пришел в цех. Его встречает старший, более опытный, умелый, знающий. Ведет между станками. И вот, в вышине, на цеховой колонне, как у нас в ремонтно-механическом цехе №66, новичок видит памятную доску из серого мрамора и бронзовый профиль человека на ней. И читает: «Здесь работал с 26.1.59 по 20.VI.77 токарь Тимофеев Анатолий Иванович, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, член ЦК профсоюза рабочих тяжелого машиностроения».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
15 сентября 1890 года родилась Мэри Кларисса Миллер (Агата Кристи)
Рассказ