«...без зачатков
положительного
и прекрасного
нельзя пускать
поколение в путь».
Ф. М. Достоевский
Раньше никогда не задумывался, почему я рисую. Просто нравилось. Теперь же понял, что стал внимательнее относиться к людям, к природе, – говорит Алеша Куколев, – Как это здорово, когда белый лист бумаги начинает словно оживать, – считает Костя Бессмертный, – когда на нем появляются люди, до этого жившие только в моем воображении.
Они не знакомы друг с другом – эти двое ребят из поколения, которому завтра предстоит начать самостоятельную жизнь. Таких, как они, у нас в стране – десятки тысяч. Эти, отправляясь в путь, взяли в попутчики красоту. И, пожалуй, не жалеют об этом.
Он стоял и смущенно улыбался, вслушиваясь в обращенные к нему слова. А председательствующий на торжественном закрытии выставки детского художественного творчества «Юность Страны Советов» говорил, что ему, Алексею Куколеву, учащемуся 372-й московской школы, присуждена первая премия за цикл акварелей на военно-патриотическую тему.
Помню, как полгода назад впервые увидел работы Алеши Куколева. Жюри во главе с народным художником СССР А. М. Грицаем рассматривало конкурсные произведения ребят. Их было около трех тысяч, присланных со всех концов страны. Рисунки висели на стенах, лежали на столах и стульях, были разложены стопками на полу выставочного зала. В глазах рябило от обилия ярких, полных экспрессии красок. Алешины листы лежали отдельно, в сторонке. Я сразу обратил на них внимание. И потом много раз приходил в зал и подолгу разглядывал сложные многофигурные картины 16-летнего художника.
Трудно сказать, что привлекает в творчестве Алеши. Скорее всего – масштабность. Поражает старание и трудолюбие юного автора. На некоторых рисунках изображены десятки, а то и
сотни персонажей. И каждый показан в движении, во взаимодействии с другими. В рисунках много старательно выписанных подробностей. Чувствуется, что подросток тщательно изучал материал для будущей картины, что к теме подходил серьезно и увлеченно. Разумеется, рисунки Алеши, далеко не совершенны. Он еще многого не умеет. Например, точно передать характер героев – они часто показаны прямолинейно, да и краски порой неоправданно ярковаты. Но это – если судить строго, то есть по установленным взрослыми канонам. А ведь в юношеском возрасте все действительно кажется ярче, детская непосредственность позволяет пусть неумело, но открыто и безбоязненно выражать свое видение мира.
Во многих детях существует бессознательная тяга к рисованию. Сначала они чертят замысловатые линии на обоях, полах, мебели, приводя в ужас родителей, затем, чуть подрастая, начинают рисовать уже в альбомах. Переносят на бумагу все, что видят вокруг себя: цветы, деревья, любимую собаку, которая вовсе даже непохожа пока на собаку, но ребенок с такой любовью и старанием изображает верного друга, что редкий взрослый возьмется судить о достоинствах рисунка по похожести и достоверности изображения. Ведь не в них суть детского творчества. Главное, что ребенок почувствовал красоту. Ту, порой незаметную, обыденную красоту, которая окружает нас, которая живет внутри нас и мимо которой мы, взрослые, часто проходим равнодушно. Ребенок воспринимает мир по-своему: наивно и прямодушно. Но всегда заинтересованно. И, естественно, все, что видит, ^старается запечатлеть на бумаге. Рисует как умеет. Иногда похоже, чаще – не очень. И вот здесь важно не помешать его стараниям, важно поддержать стремление к творчеству даже тогда, когда, на наш взрослый взгляд, в ребенке недостаточно таланта.
Алеше повезло. Его воспитанием занималась бабушка, которая когда-то была художником-муляжистом. Она старалась с малых лет разбудить в мальчике интерес к рисованию. И уже в первых классах школы, когда дети только пробовали рисовать цветными карандашами, Алеша умел обращаться с акварельными красками. А с третьего класса стал посещать изокружок, который вел учитель рисования Алексей Алексеевич Клейдинс. С ним Алеша постигал грамоту изобразительного искусства.
Взаимная привязанность их сохранилась и после того, как, по совету Алексея Алексеевича, семиклассник Куколев начал учиться в Московской детской художественной школе № 1. И по-прежнему приходит он к своему первому учителю за советом, делится планами, работает под его наблюдением.
Мягкий и скромный, восприимчивый по натуре, Алеша с детства увлекается историей, любит фантастику. Алексей Алексеевич вспоминает, как однажды он дал своему ученику «Историю крестовых походов» с иллюстрациями Постава Доре. Рисунки знаменитого французского рисовальщика буквально потрясли мальчика. Для него словно бы открылся новый мир: страстный и бесконечно волнующий. Подолгу разглядывал он рисунки Доре... А несколько лет спустя сам взялся за иллюстрирование исторической книги – «Кольцо великого магистра» К. Бадигина.
Многие его рисунки сделаны под впечатлением от прочитанных книг или увиденных кинофильмов. Алеша словно бы живет жизнью полюбившихся персонажей, перенося на бумагу и симпатии, и переживания, и отношение к происходящему. Так рождаются в рисунках герои любимых книг – солдаты гражданской и Великой Отечественной войн.
Самая большая картина – «Штурм Аргедая» – написана по мотивам фильма «Даки». Пять раз смотрел мальчик этот фильм. Познакомился с множеством книг: изучал планировку крепостей и устройство осадных орудий, одежду того времени, воинское снаряжение. Около полугода трудился над этой картиной юный художник.
Многих ребят в возрасте Алеши увлекает космос. Далекие и загадочные, пока еще не изведанные планеты. И, наверное, в своих ребячьих мечтах они видят себя отважными космонавтами – разведчиками чужих галактик. Алеше Куколеву удалось осуществить эту мечту. Тема картины «Космодром» – освоение человеком чужой планеты. Тут и звездолет, и гигантская электромагнитная пушка-ускоритель, и космоград, а в бездонной, холодной черноте неба – даже города-спутники.
На вид Алеша спокойный и уравновешенный, но в работах его прорывается какая-то внутренняя стремительность. Учитель рисования Алексей Алексеевич иногда сознательно сдерживает желание мальчика «двигаться» в рисунке галопом. Юный художник должен постепенно усваивать законы живописи, чтобы не возникли пробелы, которые затем трудно будет восполнить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.