В сознании большинства людей Тольятти связывается прежде всего с Волжским автомобильным заводом, яркая и юркая продукция которого заполонила в последние годы наши улицы и шоссе. Между тем в Тольятти существует еще целое семейство заводов-гигантов большой химии и других, может быть, менее эффективных, но не менее необходимых отраслей народного хозяйства.
Наш герой, Володя Нагорнов, учится в среднем городском профессионально-техническом училище № 58 по специальности «аппаратчик химических процессов с умением выполнять обязанности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике». То есть приобретает сразу две профессии.
В прошлом году ГПТУ-5 8 было участником ВДНХ СССР и награждено главной выставкой страны почетным дипломом – «За внедрение в учебный процесс прогрессивных форм». Под этими прогрессивными формами подразумевались учебная установка по производству отбеливателя «Персоль» и тренажер «Технолог-1», в создании которых Володя Нагорнов и другие учащиеся принимали самое непосредственное участие. Володя сконструировал приспособление для перемешивания персоли в процессе сушки, и это рационализаторское предложение было отмечено второй премией на специальном смотре-конкурсе, организованном Куйбышевским областным управлением профессионально-технического образования. В училище Володю теперь в шутку называют Эдисоном. Но ведь в каждой шутке, как гласит народная поговорка, всегда есть доля правды.
Гулко хлопает дверь, и на улицу вываливаются мальчишки. Похоже, что-то внутри придает им дополнительное ускорение. В коридорах училища звучит разноголосый гул: у большинства групп окончились занятия. Над дверью вестибюля висит самодельный плакатик: «Культура – это речь, прическа, платочек чистый и расческа». Уместность его сомнений не вызывает.
Директор училища Василий Гаврилович Литвиненко, кряжистый человек в очках с толстыми стеклами, тяжело вздохнул, прислушиваясь к гудевшему коридору. Но, видно, к шуму этому он давно привык. Непривычен ему только интерес, с которым коллеги из разных городов страны рассматривают учебную установку «Персоль». Так просто вроде бы то, что они придумали, а у других этого нет.
Василий Гаврилович воевал, был на партийной работе, возглавлял отдел технического обучения в производственном объединении «Куйбышев-фосфор», а когда в 1972 году при предприятии стали создавать училище для подготовки квалифицированных кадров, решил перейти сюда. Чувствует он себя вполне уверенно: и проблемы подготовки молодых рабочих ему хорошо знакомы, и технологию сложного химического производства он знает, и на базовом предприятии все вопросы решает без труда.
Володи в этот момент в училище не было. Вместе со всем курсом он проходил преддипломную практику в цехе«Куйбышевфосфора», только что закончил свою смену и сейчас, по словам друзей, был дома. Мастер производственного обучения аппаратчиков Тамара Константиновна Толдина предложила нам в провожатые девочку из той же сорок девятой группы, где учится Володя, Лену Лобастову. «Она с ним дружит», – шепнула мне мастер. Дружит так дружит, дорогу, стало быть, знает. Пока мы ехали в тряском «уазике», Лена только и сумела сообщить, что Володя – отличный парень, «просто отличный». Она все время напряженно смотрела в окно, командовала, куда поворачивать, словно и в самом деле нам угрожала возможность заблудиться.
Остановились напротив симпатичного голубого домика, похожего на теремок. Уже издали было видно, что живут здесь люди хозяйственные и аккуратные, а когда мы ступили на полы больничной чистоты и вошли в хорошо обставленный, со всеми современными удобствами дом, впечатление это укоренилось. Володя, наверное, сильно удивился неожиданным гостям, но рассказывал о себе спокойно, с достоинством настоящего рабочего человека. Родился в поселке Зольный, восемь лет назад вместе с родителями переехал в Тольятти, где они купили дом. Отец Николай Иванович – водитель грузовика на автобазе «Куйбышевгидростроя». Мама Лидия Дмитриевна – продавец в промтоварном магазине. Есть младший братишка Дима, но он профессию для себя еще не выбрал, да и рановато, наверное, пока. Сам Володя после окончания восьмого класса сразу поступил в ГПТУ химиков. Почему? Да как сказать? Хорошее училище, там много знакомых ребят учится. К тому же рядом с домом несколько больших химических заводов, работы хватает. И заработки, конечно, у химиков неплохие. И профессия интересная. А шоферские курсы, на которые его недавно направил городской комитет ДОСААФ, ему нужны для будущей армейской службы. Он и раньше умел водить машину, ездил и в «Жигулях» отцовских и за руль грузовика садился. Ему вообще с техникой легко: он ее понимает.
Мама считает, что Володя в деда вышел. Иван Васильевич умел руками все, что хочешь, сделать, профессий у него было не счесть. Володя, возможно, и в училище пошел потому, что там сразу два рабочих разряда можно получить. Правда, химия еще в школе ему нравилась, опыты различные любил ставить. Хотя вообще-то в школе не больно интересно было, в училище – совсем другое дело. Сам не заметил, как тройки куда-то делись...
Василий Гаврилович сначала привел нас в кабинет, где установлен тренажер «Технолог-1». Объяснил, что здесь учащиеся получают самые первые навыки работы на современном химическом предприятии. Учатся нажимать кнопки. В том, что это отнюдь не простое дело, мы убедились, когда увидели, что даже опытный преподаватель поначалу запутался в управлении тренажером.
На пульте расположено множество лампочек и кнопок, различное сочетание их позволяет имитировать несколько технологических процессов. Выучив свой технологический цикл, будущие операторы начинают в строго заданном порядке нажимать кнопки. Ошибешься – загорится красная лампочка, а счетчик зафиксирует твою неточность. Здесь только лампочка и счетчик, на производстве возможен брак и даже авария. Вакуумные насосы, заслонки, нагревательные элементы и многое другое – все это должно действовать четко по расписанию. И запомнить надо не десять, не двадцать, а иногда более сотни пунктов, позиций, этапов.
Устройство пульта не очень сложное – его сконструировали преподаватели, мастера и учащиеся. Сконструировали и сделали своими руками. Тренажер «Технолог-1» работает в режимах «Учеба» и «Контроль», держит «в памяти» три технологические линии. Счетчик помогает мастеру объективно оценивать знания учащихся, и соорудить подобный тренажер у себя может практически любое ПТУ.
Но изучением только технологических процессов подготовка будущих рабочих не ограничивается. Им необходимо еще в училище увидеть «Большую химию» в действии, чтобы потом уверенно чувствовать себя на рабочем месте. Для этого и смонтировали в училище установку по производству «Персоли» – моющего и отбеливающего средства, популярного у домашних хозяек. Создать собственную технологическую линию предложил мастер производственного обучения Александр Гринь. В недавнем прошлом технолог базового предприятия, он знал, что там собираются списывать часть агрегатов, отработавших свой срок, но еще вполне пригодных для учебных целей.
Учащиеся и мастера два года монтировали, приспосабливали заводское оборудование к небольшому помещению в училище. Это только на первый взгляд кажется, что из большой аппаратуры сделать маленькую несложно. На деле же оказалось, что без рационализаторских предложений, вообще без технического творчества здесь попросту не обойтись. По сути дела, в училище создавалось оригинальное оборудование. И важно было, чтобы оно работало как настоящее, а не просто имитировало производственный процесс. Чтобы выпускало настоящую «Персоль». И вот наконец настал день, когда государственная комиссия приняла в эксплуатацию действующую модель цеха.
Мощность установки – 12 тонн «Персоли» в год. Училище приняло обязательство выпустить в нынешнем году только полторы тонны. И это при том, что каждая тонна стоит свыше трех тысяч рублей, а «Персоль» с фирменным знаком «Трудовые резервы» отправляется в торговлю и исчезает с прилавков молниеносно. Почему же тогда в училище не запускают свою линию на полную мощность? Потому, что главное назначение установки – научить ребят работать, а не подменять собою промышленность.
Установку смонтировали до того, как Володя поступил в училище. Но доводить ее «до ума» надо будет еще долго. Не потому, что она так уж несовершенна, а потому, что учить думать – это, вероятно, еще важнее, чем учить нажимать кнопки. Один из последних этапов изготовления «Персоли» – сушка продукта. Мокрая белая жижа скапливается на специальном металлическом фильтре и сушится при температуре почти в сто градусов. Процесс получается долгий – на него уходит около шести часов. К тому же надо время от времени открывать емкость и перемешивать горячий продукт, чтобы не было комков. А тем временем температура падает, приходится снова разогревать установку, тратить лишнюю энергию.
«А что, если поставить внутри емкости металлическую «гребенку», которая вращалась бы и перемешивала «Персоль»? – подумал однажды Володя Нагорнов. – Скорость нужна небольшая, пару оборотов в минуту. Да зубья «гребенки» сделать разными – так, чтобы один стержень с лопаткой на конце прокапывал канавку, а два соседних с наконечниками наподобие плута заваливали ее».
Володя рассказал о своей идее мастеру Александру Ивановичу Гриню, и тот, будучи сам рационализатором, выгоду предложения учащегося оценил сразу. «Гребенка» Нагорнова, кроме экономии электроэнергии, позволяет значительно повысить уровень техники безопасности и улучшить культуру производства.
Володя сам и воплощал свою идею в металл. Его друг Сережа Шаронов помогал вытачивать зубья-лопасти, а сваривали конструкцию уже другие ребята из группы сварщиков. Электромотор приспособили обычный, редуктор – тоже. Свою «гребенку» Володя сам и устанавливал. И теперь все, кто работает на учебной установке, не нарадуются этому приспособлению.
И у себя дома он тоже все время что-то выдумывает. Сделал, например, дистанционное управление к магнитофону, чтобы можно было, не вставая, останавливать его и включать. С машиной отцовской тоже приходится помудрить. Потому и гитару забросил – да и как на гитаре играть, если то палец собьешь, то руку ссадишь? А теперь и вовсе не до музыки стало – училище, курсы, да еще и практика на заводе.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.