Гражданином быть обязан

опубликовано в номере №1253, август 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

К сожалению, так дело поставлено не везде. Надо сказать, что не всегда осуществляется даже то, что предусмотрено проектами и сметами. Распылены по разным организациям и не в полной мере используются огромные средства, которые отпускает государство на работу с подростками. Это снижает результаты воспитательной работы.

Важно, чтобы здесь в полной мере прозвучало весомое слово школы, комсомола. Школа призвана и должна стать подлинно методическим центром воспитательной работы с подростками в микрорайоне. Требования школы, ее педагогические принципы работы с детьми в микрорайоне должны в полной мере учитываться проектировщиками, строителями, жилищными органами.

Особого внимания заслуживает практика работы школ продленного дня и школ полного дня. В Москве уже существует 80 подобных школ. То, что ими достигнуто, говорит о перспективности этого направления. Вспомним, что Н. К. Крупская энергично выступала за односменные школы, за превращение вечером школы в клуб, за то, чтобы расширялось ее влияние на формирование интересов учащихся во внеурочные часы. Жизнь показывает, что эта проблема приобретает все большую актуальность.

Особое значение школы продленного и полного дня имеют для Сибири и Дальнего Востока, для других районов, где создаются крупные территориально-промышленные комплексы, характерная черта которых – высокая трудовая занятость взрослого населения.

В работе с подростками по месту жительства и впредь должны активное участие принимать студенты педагогических вузов и училищ. Для них это серьезная школа профессионального становления. Шире надо привлекать подростков и в студенческие строительные отряды. Это тоже дает свои положительные результаты.

Практика убеждает, что есть тесная связь правонарушений подростков со второгодничеством и так называемым «выбытием» из школы. Не случайно второгодники составляют около половины всех «трудных» ребят, состоящих на учете в милиции. Второгодник, как «голубь-чужак», сплошь и рядом становится достоянием улицы, находкой подворотни. Второгодники совершают правонарушения в 15 раз чаще, чем остальные школьники.

Второгодничество для нынешнего этапа развития нашей школы, я убежден, явление противоестественное. Вы-сокая квалификация педагогов, индивидуальный подход к каждому ученику, товарищеская взаимопомощь должны вообще исключить из нашей жизни, как явный анахронизм, институт второгодничества.

В современных условиях правонарушения в значительной мере являются проявлением бескультурья, духовной бедности человека. Поэтому именно в школе важно донести до сознания каждого юноши и каждой девушки высокие положения нашей коммунистической морали и нравственности, помочь им со всей ответственностью осмыслить и реализовать всю совокупность прав и обязанностей гражданина СССР. В школах, профтехучилищах и техникумах, как известно, введено изучение основ нравственного воспитания и основ правовых знаний. Думается, что эти уроки коммунистической нравственности должны представлять собой стройный курс и пронизывать всю систему обучения, начиная с начальных классов школы, а не вводиться лишь как факультатив в старших классах. К сожалению, до настоящего времени школы не имеют учебника этики, слабо развернута подготовка педагогов по этой дисциплине.

В неослабном внимании нуждаются работающие подростки и учащиеся

профтехучилищ. Все больше выпускников средних школ становятся в ряды

рабочего класса. Для них наступает период известной самостоятельности,

открываются возможности для проявления всех своих лучших качеств. И

именно в это время на первое место выступает проблема воспитания молодых людей в трудовом коллективе. Очень важно, чтобы вчерашние школьники сразу попадали в заботливые руки наставников-бригадиров, мастеров,

кадровых рабочих. Именно они должны помочь молодому человеку правильно оценить реальности окружающей действительности, не пасовать перед трудностями, увидеть жизненную перспективу. Терпение и такт, уважение и требовательность старших к младшим – вот тот путь, который приведет к успеху.

Я был в бригадах у таких наставников и видел замечательных ребят, многие из которых были в свое время в числе так называемых «трудных», дерзких, задиристых, не признающих авторитетов, изрядно познавших уличную жизнь и праздность. И надо видеть, какими становятся эти ребята, поработав год-два в такой бригаде, как идет «перековка», как к ним приходит настоящая гражданская зрелость и увлеченность трудом. Ершистые, колючие ребята становятся квалифицированными рабочими, замечательными людьми, их с честью провожают на службу в армию и охотно вновь принимают в свой трудовой коллектив.

Слабым звеном пока еще остается воспитательная работа в рабочих общежитиях. Особое значение эта проблема приобретает для городов-новостроек. Скажем, в таком городе, как Усть-Илимск, в общежитиях проживает третья часть населения. К сожалению, работа здесь нередко сводится к проведению простейших, зачастую формальных мероприятий. При наличии у нас широкой сети педагогических институтов, профсоюзных и комсомольских школ воспитателей общежитий пока нигде специально не готовят. А ведь это труднейшее искусство – представлять и олицетворять в глазах молодежи, прибывшей в основном из сельской местности, культуру социалистического города, утверждать ее ценности и высокий социальный престиж.

Сегодня наше внимание, естественно, сфокусировано на той части молодежи, которая допускает антиобщественные проявления. И вместе с тем наша работа, повседневная практика убеждают, что есть все возможности уберечь вступающих в жизнь людей от неверного шага. Можно не сомневаться, что в решении этой общенародной, государственной задачи – задачи коммунистического воспитания молодежи – мы добьемся новых успехов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены