Как живут индейцы Канады
ИНДЕЙЦЫ? И вам они интересны? Да это низшая раса! Она способна только пьянствовать, воровать и вымирать» - так вам скажет почти всякий «порядочный» американец.
Принять индейца у себя, пустить его в один ресторан с белыми, в один трамвай, в одну школу или даже церковь - это, по американским понятиям, совершенно «недопустимо».... Так же, как ввести туда - ну, если не свинью, то, по крайней мере... лошадь...
И было время, однако, когда одно, по крайней мере, оставалось, все - таки, справедливым: индейцы действительно вымирали. Такие дары цивилизации, как оспа, туберкулез, сифилис и холера, когда - то ввезенные европейцами, пожали среди них богатую жатву. Но особенно поубавила индейцев эпидемия знаменитой «испанки», которая во время империалистической войны унесла не мало жертв и среди европейцев. Все эти болезни от многих индейских племен и в самом деле оставили одни воспоминания. Но тем не менее, несмотря на все это, индейцев в 1925 г. в одной Канаде насчитывалось около 105 тысяч, в то время, как в 1902 г. их было 108 тысяч. Уменьшение численности их все еще продолжалось, но зато стало медленнее, а за последние годы, она не только остановилась, но число индейцев снова стало возрастать - и при том гораздо быстрее, чем число французов, например, в самой Франции. Вот тебе и вымирание!
Оказалось, однако, еще и другое: с каждым годом число индейцев, хозяйство которых успешно конкурирует с хозяйством «белых», растет так ощутительно, что над этим приходится задуматься уже не только друзьям индейцев, но и их врагам. Последним - в особенности: ведь что ждать европейцам, если индейцы, коренные жители Америки, станут на ноги? Не начнут ли они вести себя «по-китайски»?
Так или иначе, но Канадское правительство занялось теперь индейцами вплотную. Правда, весь «Департамент Индейских дел», ведающий индейцами, имеет всего 114 «агентов», рассыпанных по всей обширной области их обитания. Но и эта небольшая культурная помощь дала неожиданные плоды. Каждое агентство состоит из 1 «старшего», 1 канцеляриста, 1 милиционера, 1 агронома, 1 врача и его помощниц, которые обязаны посещать индейские поселки и давать советы индейцам по разным делам домашнего хозяйства.
Земли, населенные индейцами, находятся в их общем владении и им предоставлено право сдавать эти общественные земли в аренду, а леса - в рубку. При этом доходы от сдачи поступают в общую кассу племени, из которой и происходит расходование на общие нужды. Но индейцы, занимающиеся земледелием, могут, впрочем, и выделиться и закрепить свой участок, при чем им выдается и причитывающаяся на их долю сумма из общей кассы. И вот, когда по закону 1925 года было введено обязательное обучение детей от 7 до 15 лет, то в эти школы, среди которых есть и профессиональные, в настоящее время поступило уже около 15 тысяч детей, а 125 молодых индейцев учатся уже в университетах! А на свои школьные нужды сами индейцы отпускают теперь из общей кассы более 65 тысяч долларов. Тягу к знанию и учебе «неспособные к культуре» индейцы, как видно, обнаружили совершенно неожиданную.
Но вот что еще очень любопытно. На землях, не пригодных для обработки, индейцы по-прежнему занимаются охотой и рыбной ловлей. Но на всех пригодных землях индейцы, как оказалось, обрабатывают ее не хуже белых. И теперь в обработке у них находится уже около 105 тысяч акров. Развитию земледелия «садоводства много помогают туземные школы. У многих из них есть учебно-показательные поля и сады, где учащиеся проходят курс сельского хозяйства с большим успехом, а на сельскохозяйственных выставках и индейцами получено уже множество наград и премий. Некоторые племена объединились и для промышленного скотоводства и усвоили при этом самые усовершенствованные способы содержания и кормления скота, которые, казалось, были доступны только белым.
Все эти хозяйственные новшества не могли, конечно, не отразиться на быте индейцев. В прославленных хижинах из звериных шкур - «вигвамах» - теперь живут только индейцы - охотники. Остальные перешли в бревенчатые избы и содержат их не хуже, чем фермеры - белые. Деревни индейцев по благоустройству тоже не уступают деревням белых.
Так рушилась легенда - или, лучше сказать, ложь - о неспособности индейцев к культуре. Правда оказалась не в том, что индейцы - враги культуры, а в том, что эксплуататоры индейцев были врагами культуры среди индейцев. Но это совсем другое дело. А кто из них победит в культурном состязании другого - это покажет будущее. Настоящее, по крайней мере, пока за индейцев. В этом все и дело.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.