– Понимаете, наш мальчик уже не раз был с экскурсиями на многих предприятиях, встречался с людьми самых разных специальностей, прочитал уйму рекомендательной литературы, но ни одна из предлагаемых профессий ему не нравится. Видите ли, он хочет стать, – мы замялись, подыскивая наиболее неожиданную для большого индустриального города работу, – хочет стать... провизором.
Наше заявление отнюдь не обескуражило собеседника. Приветливой улыбкой будто одобрив наш выбор, он мягко спросил:
– Что же привлекает вашего мальчика в этой профессии?
Признаться, к этому вопросу мы не были готовы. Словно не заметив нашего замешательства, Шредер из веера лежащих под рукой рекламных проспектов и брошюрок в ярких обложках выбрал одну, самую невзрачную на вид, открыл на странице, где был длинный перечень различных профессий и столбики непонятных для нас цифр:
– Вам, можно считать, повезло. Как раз в 80-м году городская аптека планирует взять на обучение одного юношу, – он перелистнул несколько страниц, – можете записать адрес профучилища при окружной больнице: Карл-Марксштадт, Инзельштрассе.
Мы были буквально смяты таким быстрым и конкретным решением нашей «сложной проблемы». Однако, оправившись, перешли «в наступление»:
– А если бы аптеке именно в этом году не требовался юноша, или же это место уже было занято, что бы вы предложили?
– Прежде всего я бы не оставил без внимания неотвеченный вопрос о том, что привлекает человека в данной профессии, и когда бы выяснил это, предложил бы другие профессии, отвечающие вашим устремлениям, например, лаборант химии...
– Ну, а допустим, ваш посетитель все-таки стоит на своем и хочет получить профессию, потребности в которой в вашем округе в данный момент нет...
– Мы располагаем информацией о потребностях и возможностях в этом вопросе по всем округам страны и практически всегда можем удовлетворить желания самого настойчивого абитуриента, дав ему направление на обучение в любой город ГДР. Однако на практике такие случаи бывают редко. Да и вообще разыгранная нами ситуация во многом надуманна и нетипична. Прежде всего потому, что работа по профориентации ведется нами не спонтанно, а планомерно. Уже с шестого класса мы начинаем знакомить школьников с различными профессиями, в которых нуждается город и округ. Надо сказать, что выбор у нас велик: из 300 профессий, которым обучают профтехучилища ГДР, 180 можно приобрести в нашем округе. В 7, 8 и 9-м классах учителя предлагают каждому школьнику написать одно-два своих желания, касающихся выбора профессии. Эти «заявки» поступают к нам в центр. Таким образом мы получаем возможность судить о «палитре желаний» будущих выпускников. С другой стороны, мы получаем заявки всех предприятий города и округа на квалифицированную рабочую силу. Та книжка, в которой я нашел ответ на вашу просьбу, и есть сводный список потребностей всех предприятий в тех или иных профессиях. Сейчас такое прогнозирование вакантных рабочих мест ведется на два года вперед, но мы
уже работаем над составлением таких списков на пятилетнюю перспективу. В 9-м классе эти списки получает каждый школьник и его родители. Разумеется, желания выбирающих профессию и потребности предприятий зачастую расходятся. Например, у юношей в последние годы наиболее престижны профессии, связанные с электроникой, техникой связи, многие хотят стать автослесарями. Девушки же чаще мечтают быть дизайнерами или косметологами. Но Карл-Марксштадт в основном город машиностроения, больше всего нам требуется рабочих по металлообработке. Суметь совместить личные интересы каждого выпускника школы и общественные потребности – вот та нелегкая задача, решать которую призваны центры профориентации.
В кабины для индивидуального собеседования чаще всего мы приглашаем именно тех, чьи желания в выборе профессии не имеем возможности удовлетворить. Беседуем и с самими школьниками и с их родителями. Пытаемся выяснить склонности ученика, заинтересовать его другими, необходимыми производству специальностями. Конечно, для такого разговора надо быть хорошо подготовленным по всем вопросам, касающимся содержания и условий той или иной работы. Именно поэтому все десять сотрудников нашего центра – высококвалифицированные специалисты, в основном преподаватели ПТУ с инженерным образованием. А с будущего года в центре будет и специалист-психолог.
Наш центр работает уже одиннадцать лет. И самым
главным показателем нашей деятельности мы считаем данные статистики, говорящие, что с каждым годом желания выпускников школ и потребности общества в различных профессиях все больше и больше совпадают.
Уже поступая в ПТУ, учащийся знает, на каком предприятии он будет работать, а во второй половине срока обучения знакомится с участком, с бригадой, куда попадет после окончания учебы, когда получит звание квалифицированного рабочего.
И почти все выпускники ПТУ мечтают попасть в молодежные бригады, хотя, как говорят они сами, быть членом такой бригады – «малоудобное удовольствие»: ведь эти трудовые коллективы сами предъявляют к себе повышенные требования.
«Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ ПОНЯЛИ: ОТ НАС ЗАВИСИТ, КАКИМ БУДЕТ ЗАВОД. И НИКТО НЕ ДАЛ НАМ ПРАВА ПЛЕСТИСЬ ШАГОМ, КОГДА НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СПОСОБНО РАЗВИТЬ ПОЛНЫЙ ХОД».
Герхард СТРУК.
Незадолго до начала смены бригадир молодежной бригады Герхард Струк пробегает по просторному цеху берлинского завода железобетонных конструкций, обменивается крепкими рукопожатиями с товарищами из бригады, коротко обсуждает предстоящие дела. Теперь они идут нормально...
А каких-нибудь два года назад бородатый экс-матрос готов был жалеть, что сменял рыболовство на возню с железом. Бетонные плиты – это вам не макрель.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.