И снова я в Германской Демократической Республике, расцвеченной яркими флагами, цветами, улыбками молодежи.
Юные хозяева немецкой земли приветливо встречают гостей из Советского Союза. И меня не покидает чувство
радости, что я присутствую на этом светлом празднике юности.
Следуя за нитью воспоминаний, уходящей в далекие годы, я нахожу истоки того чувства, которое связывает меня с Германской Демократической Республикой. Я вглядываюсь в лица молодых немцев, а перед глазами – образы, вошедшие неизгладимыми вехами в мою биографию, благородные образы других поколений немцев – борцов за социалистическую Германию. Вот они...
1926 год. Будучи молодым фотокорреспондентом, я снимал на московском вокзале приезд в Москву первой немецкой рабочей делегации. Помню радостные лица, поднятые в приветствии «Рот фронт!» сжатые кулаки, пламенные речи, восторженные приветствия москвичей, встречавших своих братьев по классу...
Тогда же, в двадцатые годы, в Кремле я снимал Клару Цеткин в группе немецких делегатов. Помню я и Красную площадь, траурные марши – я снимал скорбные лица немецких товарищей, провожавших к Кремлевской стене урну с прахом Клары Цеткин.
Август 1936 года. Барселона. Сегодня перед моими глазами отчетливо встает картина – широкий двор казармы Карла Маркса, где выстроился перед отправкой на фронт батальон Тельмана – первый вооруженный отряд антифашистов, который составил впоследствии ядро интернациональных бригад.
Немецкие антифашисты в те годы на испанской земле вступили в вооруженную схватку с полчищами Гитлера, с легионом «Кондор». Прошло три десятилетия, но я отчетливо вижу лица парней, которым я пожимал руки в тот солнечный день в Барселоне. Через сколько границ, через сколько огней и смертей прошли эти люди, чтобы в открытом бою против полчищ Гитлера, брошенных на удушение Испанской республики, продолжать борьбу, которая шла в глубоком подполье в Германии, в концентрационных лагерях. И в Испании немецкие бойцы-антифашисты шли в бой за свою социалистическую Германию.
В те далекие годы я подружился с Эрнстом Бушем, с писателем Людвигом Ренном – командиром 11-й интербригады, со многими немецкими парнями, которые сражались рядом с нашими советскими добровольцами у стен Мадрида, в предгорьях Гвадаррамы, под Уэской.
Весной 45-го, придя в Берлин с войсками Советской Армии, я снимал лежащий в руинах город, который в годы войны был для миллионов людей символом зла, ужаса. Нас не покидала мысль, что здесь, в Берлине, окутанном дымом пожарищ, в эти исторические часы решается судьба немецкой нации. В освобожденной от фашизма столице Германии я смотрел на малышей, которых из полевых кухонь кормили советские солдаты, и думал: им суждено строить новую Германию, новое немецкое государство, которое никогда больше в историй не посягнет на жизнь других народов.
Прошли годы. Я много раз бывал в ГДР, приобрел много новых друзей, встретил старых товарищей, тех, с кем побратался на испанской земле, выслушал суровую повесть о годах испытаний и борьбы, через которые каждый прошел, чудом оставшись в живых, чтобы стать гражданином социалистической Германии.
Поднимались из руин города. Росло новое поколение строителей первого в истории социалистического государства немецкой нации. Меня радовали эти молодые люди, их гражданственная мудрость, их чувство интернационализма, их уважение к революционным традициям немецких коммунистов, немецкого рабочего класса.
Вглядываясь в их лица, я невольно обращался мыслями к весне 45-го года: не они ли это – те крохотные существа, с которыми я встретился в горящем Берлине?
Выросло новое поколение немцев, воспитанное Социалистической единой партией Германии. Родившиеся в огне войны и после ее окончания, ныне они уверенной походкой идут в цехи заводов, поднимаются на строительные леса, заполняют аудитории университетов, стоят с оружием в руках на границе, зорко, бдительно глядя во враждебный мир.
Да, они неотделимы друг от друга – образы двух поколений, те, чей боевой клич «Рот фронт!» стал символом революционной борьбы пролетариата всего мира, те, кто дрался на испанской земле в батальоне Тельмана, те, кто продолжал борьбу в нацистских лагерях смерти, и те, кто родился в годы войны и вошел в сознательную жизнь как юный гражданин первого в истории социалистического государства немецкой нации. Они сегодня в едином строю – и закаленные во многих битвах коммунисты и устремленные в завтрашний день, смелые, полные замыслов, неутомимые в труде и в познании мира юные граждане республики, в полном смысле этого слова Мастера завтрашнего дня.
Я снимал их для фильма «Товарищ Берлин» в цехах заводов, на стройках, в колоннах бойцов кампфгрупп, в аудиториях университетов...
Немцам, которые создали социалистическое государство, которые воспитали новое поколение – смелое, энергичное, продолжающее благородные революционные традиции германского рабочего класса, посвятили мы, советские кинематографисты, свой фильм «Товарищ Берлин». В название фильма мы вложили те чувства дружбы, которые советские люди питают к Германской Демократической Республике – стране, стоящей на переднем крае нашего лагеря социализма.
Вот почему я, не задумавшись, оторвался в эти дни от своей работы, от повседневных забот и прилетел в Дрезден, расцвеченный улыбками цветущей юности. Меня переполняет чувство радости от новой встречи с веселой, прекрасной молодостью социалистической Германии – страны добрых надежд и светлых горизонтов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Ответы кандидата в члены Политбюро ЦК СЕПГ, Первого секретаря Центрального совета Союза свободной немецкой молодежи Эгона Кренца на вопросы главного редактора журнала «Смена» Альберта Лиханова