Париж-Москва-Гамбург

Дм Лебедев| опубликовано в номере №139, декабрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Джек Лондон рассказывает в одном из своих клондайкских рассказов как целая толпа золотоискателей пускается в сумасшедшее путешествие за золотом при адском морозе, по неслыханно - тяжелому пути, на котором ежеминутно угрожает смерть. Сумасшедшая топка убивает одних другие возвращаются назад, придя к мысли о безнадежности путешествия. Третьи все же достигают цели. Два героя рассказа, достигнув этой цели, убеждаются в том, что по роковому стечению обстоятельств они не только не получили ничего, но имеют даже «меньше, чем ничего» имеют не существующий в природе участок.

К волнующей теме о соревновании Джек Лондон возвращается часто и вое с тем же неизменным финалом: разбитые челюсти, отмороженные руки и ноги, сомнительная репутация героя, ставкой которого является жизнь, а малопривлекательным источником героизма - полоня за сокровищами.

Буржуазная литература щедро разработала проблему соревнования. И только у бесталанных сантиментальных моралистов эта проблема подменяется «возвышенными» темами о боге, о помощи ближнему, о бестелесных «общечеловеческих идеалах». Безвыходность буржуазной общественной системы сказалась уже в этой невозможности совершенствовать свою человеческую мощь иначе, как только в погоне за «презренным металлом».

Практика буржуазного общества, увы, дает еще более безрадостные примеры. Недавно один из танцоров во Франции танцевал без передышки в течение почти трех суток, побив, таким образом, рекорд продолжительности танца. В Германии был устроен «лакейский» бег с наполненными подносами в руках. В Англии не так давно умер человек, который нажил себе состояние... смехом: он смеялся настолько долго, что заставлял хохотать зрителей после самой тоскливой и идиотской комедии. Устраивались соревнования на максимальное количество выкуренных папирос, на максимальное число рукопожатий, на... самый высокий и жесткий воротничок, на... продолжительность стояния на голове я на одной ноге или даже на максимальную дальность плевка.

Буржуазия опошляет самые ценные человеческие свойства. Способность почти безграничного совершенствования, которая свойственна трудовому организму, превращается в собственную противоположность - в источник разложения этого организма. Так соревнование из силы развития, каким оно было на заре человеческой истории, превращается в силу, задерживающую его развитие - в безысходную нелепость, подобную петушиным боям.

Мы знаем и о других случаях соревнования.

В октябре 1917 года революционный пролетариат России вызвал на «соревнование» Париж, Берлин, Вену, Варшаву. Революционный пролетариат России, проделавший величайшую в мире революцию, призвал своих западных и восточных братьев последовать его примеру. Силы реакции оказались значительнее революционных сил. Но разве грядущие революционные бои не являются величественным международным соревнованием пролетарских армий на скорейшее осуществление своего Октября?

Мы возвращаем, идее соревнования ее могущественную революционную силу, - ту самую, которая была парализована, опошлена, доведена до абсурда в эпоху буржуазии.

Мы умели «соревноваться» на храбрость, питаясь кониной и черным хлебом, когда враги пытались прельстить нас пухлых ситником и какао. Когда Нобиле в своей погоне за славой потерял все, он дольше всего охранял роскошный генеральский мундир, который должен был стать подарком «дуче» за открытие полюса. В это время сквозь безбрежье полярных льдов наш «Красин», надрываясь, «соревновался» в борьбе за спасение брошенных неудачливым генералом спутников, имея впереди лишь одну награду - признание той верности своему долгу, которая лежит на каждом из сынов Страны Советов.

И сейчас мы с гордостью шлем привет нашим героям славной «Страны Советов», зная, что они - единственные из всех победителей воздушной стихии, которых воодушевляла не погоня за легкой наживой, не золотые нашивки на блестящих мундирах, а одна мысль: показать величие нашей социалистической страны, не знающей непреодолимых препятствий.

В Руре, в дни локаута, когда многие рабочие семьи доживали последние гроши, комсомольцы говорили всем упавшим духом:

- Товарищи, наши русские братья вынесли на своих плечах годы нищеты, разрухи, голода. Что же, мы не сумеем быть такими же, как они?

В Англии, в дни угольной забастовки, когда на улицах бродили изголодавшиеся, изможденные, злые на весь мир люди, комсомольцы писали в своих листовках:

- Деритесь, как черти! Наши братья в России видели худшие времена, но они сумели перенести все лишения и победили.

Пусть подумает об этом тот, кто не понимает смысла международного революционного соревнования. Пусть подумают об этом все, кто - сознательно или бессознательно - хотят выхолостить его пронизать его бездушным формализмом.

Международное революционное соревнование должно стать стихией, средством мобилизации воли, зарядкой боевой солидарности, интернационального единства. Важно, чтобы международное революционное соревнование стало не средством достижения известных цифр, а средством, революционизирующим, поднимающим на высшую ступень активности всю нашу комсомольскую работу.

Вот почему во всех договорах, которые уже заключены сейчас, комсомольские ячейки СССР одним из важнейших своих обязательств выдвигают поднятие политобразования комсомольцев, активизацию работы, словом, повышение ее качества. Это совершенно правильный путь.

В австрийской компартии развертывающееся сейчас соревнование ставит себе главную цель: большевизацию рядов партии, такую перестройку ее работы, которая способствует укреплению ее ленинской сплоченности, расширению ее влияния на массы.

Сталинградские комсомольцы, заключившие договор с чехословацкими комсомольцами Ауссита, требуют от них полного осуществления решений ИККИМ о положении чехословацкого комсомола.

Соревнование на большевистскую непримиримость - вот одна из тех черт, которые делают международное революционное соревнование мощной силой, привлекающей массы под коммунистические знамена.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены