Мы путешествуем

опубликовано в номере №103, июнь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Шесть туристических маршрутов

ЕСТЬ много товарищей, которые хотят путешествовать, но до сих пор еще не знают, куда и как им поехать. Уже пришел июнь, - через неделю или через месяц надо идти в отпуск, - но все еще не выбран маршрут. Такие не подготовившиеся товарищи есть, конечно, и среди читателей журнала «Смена». В прошлом году мы напечатали ряд маршрутов и очерков по различным районам СССР, и нам известно, что не мало туристов отправилось путешествовать по маршрутам «Смены». В этом году мы также даем еще несколько маршрутов.

1. Карелия страна лесов и озер

Многие товарищи стремятся посетить Ленинград и забывают, что недалеко от Ленинграда есть огромные озера, зеленеют обширные леса и шумят мощные водопады Карелии. Можно и Ленинград посмотреть, и нагуляться вдоволь по Карелии, и отдохнуть на пароходе, скользящем по широкой глади Ладожского и Онежского озер, гак что получится настоящее путешествие и память о нем останется надолго. Все это путешествие можно свободно уложить в двухнедельный отпуск (см. карту № 1).

Мы берем билет прямо до станции Шуйской (Мурманской железной дороги). Утром поезд приходит в Ленинград. День в Ленинграде. Вечером едем дальше. К полуночи приезжаем на ст. Волховстрой. Ночуем. Второй день уходит на осмотр электростанции. Вечером уезжаем, а утром мы уже в Карелии, проезжаем ее столицу - Петрозаводск и сходим на ст. Шуйской (см. карту № 2).

Отсюда по почтовой дороге идем пешком на северо-запад. В первый день проходим 28 километров до Кончезерского чугуноплавильного завода (основан 220 лет назад). Дорога к заводу идет почти все время по узенькой полоске земли между двумя озерами - Укшозером и Кончезером, а сам завод стоит на перешейке, шириною всего 20 метров, между Кончезером и оз. Пертозером. Руда добывается прямо из озера - их тут много: Негламозеро, Нимозеро и другие.

Следующий день - осмотр завода и переход в 20 километров к водопаду Кивачу. К нему можно пройти либо через дер. Викшицы, либо дойти до дер. Вороновой, а отсюда на лодке по р. Супе. Кивач - самый большой водопад в европейской части СССР.

Еще выше по течению той же реки Суны находятся еще два водопада: Пор - Порог и Гирвас. До них от Кивача километров 55 (надо вернуться в дер. Викшицы и отсюда пройти через дер. Шумки и Усть - Суну). Местность почти сплошь покрыта лесом. Оба эти водопада мало чем уступают Кивачу.

Пройдя еще километров 15, приходим в село Тивдию. Здесь исстари добывался мрамор. Теперь его добывается мало, но недалеко от Тивдии, в дер. Белая Гора, туристы могут достать на память различные кустарные изделия из местного мрамора (пепельницы и т. п.). В Тивдии живет крестьянская семья Нисконен, с которой туристы с московского завода Морзе (рабочие Рыбаков, Буров и др.) в прошлом году установили дружескую связь, до сих пор переписываются, посылают им книги и т. д. Может быть, кто - нибудь из читателей «Смены» постарается еще больше закрепить эту смычку?

В Тивдии пешее путешествие можно закончить, пройдя таким образом от Шуйской около 110 километров. Из Тивдии едем на моторной лодке по оз. Сандал. Затем делаем остановку на берегу Онежского озера, в Кондопоге. Здесь крупное строительство: новая электростанция и громадная бумажная фабрика.

Из Кондопоги возвращаемся в Ленинград, но уже на пароходе. Пароход идет несколько часов от Кондопоги до Петрозаводска и затем почти двое суток до Ленинграда. Он проходит Онежское озеро и у г. Вознесенья входит в р. Свирь, быструю и порожистую (на этой реке будет выстроена новая электростанция, гораздо большей мощности, чем Волховская). Пройдя Свирь, пароход выходит в Ладожское озеро и по р. Неве приходит в Ленинград. У выхода Невы из Ладожского озера на острове стоит Шлиссельбургская крепость - бывшая царская тюрьма для революционеров.

Осмотрев еще в два - три дня Ленинград, возвращаемся домой. Мы потратили времени две недели, а денег? Скажем, от Москвы до Шуйской 13 рублей, пароход от Кондопоги до Ленинграда 5, и обратно в Москву - 10. Всего 28 рублей (если без льгот). На остальные расходы кладите по рублю в день. Всего 42 - 45 рублей.

Это же путешествие можно усложнить, сделав его еще более интересным. До Ленинграда поездом. Отсюда пароходом до Петрозаводска. Дальше через Шуйскую (15 километров от Петрозаводска), как уже описано, к Кивачу, Тивдии; в Кондопогу, и оттуда на пароходе до Вознесенья.

Но теперь мы сворачиваем не к Лениграду, а... к Волге. Мы едем (все время на пароходе) таким путем: из Вознесенья по Онежскому каналу к реке Вытегре; эта река соединена Ново - Мариинским каналом с р. Ковжей. Таким - образом мы знакомимся с Мариинской водной системой, соединяющей Балтийское море с Каспийским: дело в том, что р. Вытегра впадает в Онежское озеро, воды которого стекают (через реку Свирь, Ладожское озеро и Неву) в Балтийское море, а р. Ковжа впадает в Белое озеро, воды которого стекают (через р. Шексну и Волгу) в Каспийское море.

Мы едем, стало - быть, по р. Ковже, далее по Белозерскому каналу (вдоль Белого озера), по р. Шексне, - а Шексна у Рыбинска впадает в Волгу. Отсюда, если нам нужно в Москву, едем вверх по Волге.

2. На велосипедах по ЦПО

ЦПО - Центрально - промышленная область. Обыкновенно считается, что здесь для туриста нет будто бы «ничего интересного». Но это совсем не так. Мы сей - час в этом убедимся.

Снарядив машины по - дорожному (как указано в «Первой книге туриста» выезжаем из Москвы по шоссе, на Владимир (см. карту № 3). Шоссе проходит Богородск, Орехово-Зуево - текстильные центры, и идет вдоль реки Клязьмы, (приток Оки). От Владимира по проселкам до Иваново - Вознесенска, при чем по дороге не мешает осмотреть старинный город Суздаль. Иваново - Вознесенск, этот «советский Манчестер», столицу тек - стилей, надо осмотреть как следует. Здесь можно сесть вместе с велосипедом в поезд и доехать до Кинешмы (где тоже значительное текстильное производство), - этот город стоит на берегу Волги.

Из Кинешмы - в Ярославль. Можно ехать либо на пароходе, либо на велосипедах проселками вдоль Волги. Но по дороге хорошо сделать остановку на берегу Волги, в гор. Плесе. Это - одно из самых красивых мест на всей Волге. Тут можно великолепно отдохнуть.

В Ярославле и близ него можно осмотреть крупные текстильные предприятия, разные памятники старины. В Ярославле еще остались следы страшных разрушений, вызванных белогвардейским мятежом в 1918 году.

Из Ярославля - по шоссе в Москву. Интересные места: гор. Ростов с озером Неро; гор. Переславль - Залесский с озером Плещеевым; Сергиев - Посад - крупный кустарный район (производство игрушек).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Вперед к еще большим достижениям

Речь. т. А. Мильчакова, перед закрытием VIII съезда ВЛКСМ 16 мая с. г.