– Правда? – усмехнулся Астахов. – Знаете притчу: послали люди человека правду искать. Тысячу верст шел, измучился совсем, состарился. Наконец, на высокой горе в мраморном дворце видит – сидит на золотом троне правда. Закрытая парчовым покрывалом. Подошел к ней, сбросил покрывало и видит: страшна правда как смертный грех. Испугался человек, спрашивает ее: «Что ж мне теперь людям-то сказать?» А правда тихо ему так, на ушко: «А ты, говорит, соври людям». Вот...
– А не срывай покрывала, не срывай, – подал голос Стэннард.
– Вот вы все занимаетесь политикой, продолжал Астахов, – решаете, какому народу какие лепешки нужны. Капитализм, социализм... Измы, измы, дребедень! Я из всех измов только один реальный знаю – ревматизм. Вот тут без обмана. А остальное все чушь, видимость, тухлое яйцо. Есть хорошие и плохие люди. И от измов сие не зависит.
– Ну а фашизм, например? Как с этим измом? – спросил Максвелл.
– Я вам скажу, – ответил Астахов. – Фашизм – это тоже политика, и, значит, обман, мерзость. Но вот в Аргентине вскоре после войны у меня был друг, врач. При Гитлере в Германии – активист нацистской партии. Но это добрый, образованный человек, хороший семьянин.
В холл вошел Игорь. Молча сел за стол, принялся за еду.
– Где ты был? – спросил Астахов.
– У бассейна брезент оторвался... поправлял...
– Добрый человек? – продолжал спрашивать Максвелл. – Зачем же он бежал в Аргентину?
– Он работал в концлагере, так получилось, спас немало людей. Но, сами понимаете, – концлагерь. Его хотели судить.
– Врач в концентрационном лагере? – поднял голову Кларк.
– Да, представьте себе. Красивый, величественный человек, богатырь, косая сажень в плечах. Я до сих пор храню его фотографию.
– Богатырь? – переспросил Кларк. – Большая черная шевелюра?
– Нет, совершенно голый череп.
– Ну да, полысел или побрился, – отвечая своим мыслям, сказал Кларк и вдруг быстро спросил: – Вот здесь шрам?
– Шрам. А вы что, его знаете?
– В каком лагере он был врачом? Он не говорил вам?
– Не помню, кажется, не говорил.
– Можно взглянуть на его фотографию? – спросил Кларк, поднимаясь из-за стола.
– Пожалуйста.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.