ИЗ Москвы до Туапсе езды поездом двое суток. Выехали мы, когда в Москве снежным зверем металась метелица. Благодаря заносам поезд подолгу задерживался на полустанках.
Начиная с Армавира, дохнуло весенним воздухом. Поезд, вырвавшись из сугробов, весело бежал по бескрайной равнине, переходящей в предгорье. Дальше сплошной, тяжелой цепью тянулись горы - одна выше другой. Паровоз, выбиваясь из последних сил, медленно взбирался на Гойтховский перевал. Тоннели, запрятанные под горными массивами, вились спиралями. Испытываешь странное ощущение: въедешь в один конец тоннеля, выедешь с другого конца, а кажется, что поезд крутится на одном месте!
Туапсе теперь трудно узнать... Мало осталось в нем от хаотической массы приземистых хибарок Вельяминовки... Налетела Грознефть и снесла Вельяминовку.
Для новой, пришедшей сюда в 1927 году армии людей, работы было непочатый край. И наблюдая могучую стройку, нельзя было не быть потрясенным.
К Туапсе экономически тяготеет близлежащий район, богатый хлебом, фруктами и табаком.
Неподалеку - залежи марганцевой руды... Через Туапсе широким потоком пойдут товарные грузы. Но главное, через Туапсе потечет грозненская нефть. Это «черное золото» и перевернуло дыбом здешнюю патриархальную жизнь.
Ради нефти - этой крови земли - и выросли словно из - под земли, как грибы, огромные резервуары - нефтяные хранилища вместимостью каждый по несколько тысяч тонн.
Ради нефти и перекинулись ажурные эстакады, прочно встали мощные каменные перепады и новые заводы.
Город Грозный исключительно богат месторождениями нефти. Добыча нефти в нем, по сравнению с довоенной, увеличилась в 3 1/2 раза (4 млн. 100 тыс. тонн). Грозненская нефть содержит около 20% бензина, товара дорогого, так как на заграничных рынках нам за него платят большие деньги.
Специалисты долго думали, в каком бы месте Черноморского побережья дать выход на заграничные рынки грозненской нефти - в Новороссийске ли, в Поти ли?
После долгих споров и расчетов остановились на Туапсе.
Перекачать по трубе нефть из Грозного в Туапсе стоит только 3 р. 60 к. за тонну. Доставка же из Грозного до Новороссийска по железной дороге обходится 12 р.
8 р. 40 к. прибыли на каждую тонну и делали постройку нефтепровода выгодной.
Но эту выгоду можно извлечь, если на конце нефтепровода выстроить заводы для переработки перекачиваемой нефти в бензин, керосин, соляровое масло, мазут...
Тогда и решили выстроить такие заводы в Туапсе, у самого моря.
Богатейший край, таящий неизмеримые возможности, блистает суровой красотой. Немало здесь в зеленых горах бурых медведей, больших лакомок до винограда, диких кабанов и быстрых ланей. Пока зверь, почуяв приближающегося человека, настораживался, из Грозного в Туапсе темными ущельями, речными порогами, через нависшие утесы протянулся новый нефтепровод длиной в 600 километров. На этом длинном пути выросли шесть новых перекачечных станций.
Нефть бежит по трубам, в Туапсе перерабатывается, поступает в резервуары, и отсюда по мере надобности, течет прямо в трюмы пароходов.
Не мало пришлось «повозиться с морем». В бухте, отделенной от открытого моря волноломом, бывает «толчея», тогда вода в бухте, подгоняемая ветром, кипит, как в котле. Порт наметил ряд мероприятий, уничтожающих «толчею».
Южной ночью над морем зажигались огни, и длинные узкие полоски, синие, красные, желтые отражались в воде. День и ночь лязгали землечерпалки, пыхтели рефулеры, углубляли дно, сосали морской грунт. Медленно, тяжело вздыхая, полз в море паровой копер. Ритмично отстукивало это железное чудовище удар за ударом, забивая в морское дно тяжелые громадины свай. Так вырос нефтяной пирс для причала глубокосидящих пароходов.
А там, где недавно золотился пляж и загорали курортники, выступила хлебная набережная для будущих колоссов - элеваторов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.