«Часто говорят о той быстроте, с которой американцы проложили железнодорожный путь через равнины Дальнего Запада. Но да будет известно, что русские в этом отношении им ничуть не уступают, если даже не превосходят как быстротой строительства, так и смелостью индустриальных замыслов».
Край большого будущего.
Среди тех, кто разрабатывал планы развития Красноярского края, был родственник В. И. Ленина Борис Борисович Горизонтов, ныне доктор экономических наук. В работе, изданной им в 1961 году, сказано:
Помимо Транссибирской магистрали, важное значение для экономики земли красноярской имеет построенная в 1927 году железная дорога Ачинск – Абакан. Она соединяет южные районы края с Сибирской магистралью. По этой дороге осуществляются значительные перевозки различных грузов.
...Особенно большое значение имеет дорога Ачинск – Абакан в зимнее время, когда прекращается навигация на Енисее. В последнее время принимаются серьезные меры к увеличению здесь железнодорожной сети. Строится несколько железнодорожных линий, которые свяжут наиболее перспективные районы края между собой и с другими районами нашей страны».
В книге рассказывается о том, как в годы войны велись изыскания на трассе будущей магистрали Абакан – Тайшет.
В числе наиболее выдающихся трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны всегда будет занимать свое достойное место то, что совершили на берегах таежной реки зимой 1942 года Александр Кошурников и его товарищи.
«...Их было трое: начальник экспедиции Кошурников и двое его помощников – Алексей Журавлев и Константин Стофа-то, – говорится в книге. – Экспедиции Кошурникова была поставлена задача: уточнить трассу железной дороги Абакан – Тайшет.
Они вышли в октябре из поселка оленеводов Гутары. Несколько оленей помогали везти необходимое оборудование, приборы и скудные запасы продовольствия. Пробираясь сквозь тайгу и горы, они уточнили значительный участок будущей трассы».
О том, что случилось дальше, поведал дневник Александра Михайловича Кошурникова, найденный в его полевой сумке через год после трагической гибели мужественных изыскателей:
1942 год. «27 октября. Вторник. Утром перешли речку Воскресенку. Уложили одну тонкую пихту и по ней перешли.
Левый берег для трассирования лучше правого.
Бачуринская шивера – легкий порог, проходимый в любую воду на плотах и в лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив, без камней.
28 октября. Среда.
Исключительно тяжелый день. С 6 утра пошел снег и шел хлопьями весь день и сейчас идет (23 часа). Навалило сантиметров 15, а главное, снег повис на деревьях и падает при малейшем прикосновении. В результате к вечеру мы были мокрые до нитки. Журавлев шел без плаща и промок насквозь. Меня несколько спас плащ.
За день прошли всего 10 километров (по трассе), это в натуре километров 12 – 15.
Завтра пройдем Базыбай, а таи, если река не имеет тенденции замерзнуть, сделаем плот и поплывем.
Утром перешли речку Бачуринку по льду, днем прошли мимо р. Соболинки, впадающей с правого берега. Около устья Соболинки на правом берегу – зимовье. Р. Соболинка впадает в Казыр в одном уровне.
По левому берегу все время тянется широкая терраса. От пк 1660 до пк 1690 горизонтали изображены неверно, здесь ровная терраса, шириной 1 – 1,5 километра, а на карте указан довольно крутой подъем от реки. При трассировании не следует идти берегом, а излучину Казыра нужно срезать, что даст сокращение длины километра на 2,5 при минимальных работах.
Продовольствия осталось мало: хлеба на 2 дня – при экономном расходовании, табаку на 1 день.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседуют Виктор Воронов, секретарь Иркутского обкома комсомола, делегат XVIII съезда ВЛКСМ и Александр Ярослав, токарь Иркутского завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева, делегат XVIII съезда ВЛКСМ