Гаснет свет. Сцена подсвечивается голубоватым прожектором. Вспыхивает сиреневый экран. В голубом полумраке появляются очертания барабанов, гитар, усилителей, колонок. Музыканты застыли в напряжении. Еще мгновение – и зазвучит музыка. Громкая, энергичная, навевающая то радость, то грусть.
Концерт ансамбля «Земляне», если говорить о стиле, можно разделить на три части. Открывает его «Ленинградская баллада» Марка Фрадкина. Этот композитор стоял у истоков коллектива, был его духовным отцом. Оригинальные аранжировки «Ленинградской баллады» и Красного коня», тоже песни Фрадкина на стихи Пляцковского, стали первым серьезным экзаменом их творческих возможностей.
На сцене тревожно гремят барабаны. Зрители слышат слова, обращенные из прошлого в сегодня:
Давно все это было,
Но сердце не забыло...
И вот оживает экран над сценой. Прожектора высвечивают слайд. На нем – Пискаревское кладбище. Приглушенная мелодия. Стонущая гитара. Она постепенно смолкает. По экрану проносятся яркие оранжевые блики. Возникает звучание органа, который как бы акцентирует наше внимание на строчках композиции:
Две тысячи пожарных
Спасают красоту...
Красоту Эрмитажа, Исаакиевского собора.
Мгновение, и на экране вновь знакомый слайд. Угасает мелодия. Так завершается баллада, которую с успехом исполняли «Земляне» не только в родном Ленинграде, но и в Омске и Новосибирске, Одессе, Туле...
Аранжировке все наши отечественные ансамбли уделяют особое внимание. В век электронной музыкальной аппаратуры она становится четвертым слагаемым успеха песни, (как известно, три из них – композитор, поэт и исполнитель). В аранжировках «Землян» преобладают жесткие ноты, несколько тенденциозно мужские интонации. Может, это делается специально, в противовес ВИА, мальчики которых стараются тонко завывать. Но при этом нельзя забывать о чувстве меры. Органично вписанные в репертуар «Землян» «Ленинградская баллада» и «Красный конь» М. Фрадкина, «Утренняя песня», написанная руководителем Владимиром Киселевым, украшают программу, делают ее более разнообразной, полновесной. В программе звучит композиция «Наш сад», написанная гитаристом Игорем Романовым на стихи Гете. Эта вещь не лишена поиска, стремления найти свой ход. Однако чувствуется, что она пока еще только не больше чем заготовка к какой-нибудь поздней, по-настоящему зрелой работе.
Другая композиция Романова, «Океан», – это уже его удача. Он вместе с ансамблем предлагает неожиданную трактовку произведения. Музыканты приглашают слушателей не на встречу с безмерным пространством воды, с кораблями, терпящими бедствие в разгуле стихии. Океан «Землян» – это океан мыслей и забот, радостей и печалей человеческих. Успехом у зрителей пользуется и композиция В. Титова «Кузнечик». Она представляет собой виртуозно построенную, насыщенную выдумкой и юмором пародию на современные западные рок-ансамбли...
В Ленинградском музыкальном училище имени Римского-Корсакова встретились и подружились трое ребят: Владимир Киселев, Игорь Романов и Борис Аксенов. Их сблизила страсть к музыке, мечта создать свою группу. Дело это оказалось необыкновенно сложным. После занятий всегда были вместе. Вечерами да и ночами спорили, ругались, мирились, сочиняли, репетировали, решали организационные вопросы, обсуждали репертуар, думали над названием ансамбля. Но в конце концов все осталось позади. И в декабре 1978 года в ДК имени Дзержинского состоялось их первое выступление. Новички понравились.
– Почему мы выбрали такое название – «Земляне»? – повторяет мой вопрос руководитель ансамбля Владимир Киселев. – Оно предполагает широкое толкование. Оно не сковывает наших поисков, не ограничивает в выборе репертуара, стиля, манеры.
Рассказ об ансамбле я начал с их традиционного концерта. Однако он уже характеризует их вчерашний день. В последний год к «Землянам» пришла широкая известность. Им было доверено выступать на последнем «Телеогоньке», они стали частыми гостями популярных теле- и радиопередач. «Земляне» записали на «Мелодии» несколько пластинок – стали единоличными исполнителями песен М. Фрадкина и В. Мигули. О последнем композиторе хочется сказать особо. Его дружба с ансамблем оказалась очень плодотворной. Кто сейчас не знает их совместных работ – песен «Каскадеры», «Каратэ», «Поезд»... Видимо, собственные композиции, какими бы они добротными ни были, все-таки наибольший интерес представляют для самих музыкантов. Они живут, и счастливо живут, в рамках группы, а выход за пределы требует от них иного качества, которое в них может вдохнуть музыкант «со стороны».
Теперь имя «Землян» все чаще ассоциируется с именем популярного в молодежной среде певца и композитора Юрия Антонова. Группа записала на «Мелодии» диск его песен. Композитор не раз выступал вместе с ансамблем.
Творческий контакт с Ю. Антоновым, как и с В. Мигулей, наметил новую линию в творческой жизни «Землян». Их последние концерты проходят с неизменным успехом.
Омск, Калуга, Курск, Минск... Через эти и многие другие города пролегли маршруты гастролей.
– Выступления, контакт со зрителем – это не просто часть нашей работы, – говорит Киселев. – Это необходимый элемент творческого процесса. Зритель – наше зеркало. Мы смотрим в него и видим, что нам удается в большей степени, что меньшей. Какими нужно быть завтра? Конечно, зритель бывает разный. Необходимо считаться с ним, но не угодничать. И все-таки он, зритель, сильно влияет на судьбу коллектива. Он не признает халтуры, поддерживает в трудную минуту. И это все происходит непосредственно, при встрече с ним. Хотя теперь мы не только выступающий, но и студийный коллектив – дружим с фирмой «Мелодия», с телевидением, с радио, даже более того – снялись в советско-французском фильме «Русская зима», где не только пели, а играли каскадеров. Но все равно концертный зритель остается для нас той лакмусовой бумажкой, по которой мы пытаемся определить, куда мы движемся – вверх или вниз...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман
Закат кумиров и новые имена на музыкальном рынке Запада
Вариант