– Когда просматривали материал, меня поздравляли, а я была удручена до предела – так мне не понравилось все, что я увидела на экране. На другой день пришла к режиссеру и сказала:
«Все, что я здесь сыграла, – неправда! Я не чувствую этой женщины, а значит, ее не получилось».
«Что ты предлагаешь?»
«Переснять! Сыграть все заново, по-другому!» А однажды, вконец измученная, усталая, недовольная собой, с потухшим взглядом, она опять пришла к режиссеру:
– Все! Снимайте меня с этой роли!
И тогда он, сдержанный, корректный, интеллигентный человек, произнес огненный спич о том, что любой камень требует шлифовки, иначе не видно, стекло это или алмаз; о том, что ей, Наташе Андрейченко, многое дано, и он верит в нее, как в умную, талантливую актрису, что ей нужно работать над собой гораздо больше, чем актрисе среднего дарования, – до седьмого пота!..
Раз в нее верит режиссер – должна же она поверить в себя!
И пришло то «второе дыхание», на котором и была сыграна потом вся роль.
...Словно огненный вихрь, подхватила Настю любовь. Она выносит героиню на гребень высшего духовного подъема. Такая любовь не знает преград. Настя сама себе выбирает жениха, потом бежит от него почти из-под венца, уходит из отчего дома, бросая вызов домострою. В бедняке Николае, бунтаре, мечтателе и романтике, распознала она свой единственный жизненный шанс, и всем сердцем поверила в ту правду, за которую пошел воевать Николай, и сама погибла в «революционной буре», приняла мученическую смерть от рук белогвардейцев. Враги захватили лазарет, а санитарку Настю облили спиртом на морозе и сожгли. Этот негасимый яркий факел любви несут все героини Андрейченко.
Работает Наташа много, настойчиво, самозабвенно, неистово. В этой своей чрезмерной занятости не разбрасывается, не торопится, долго не соглашается на иную роль, но может выкроить несколько дней и блестяще сняться в эпизоде. Художнику нужно время оглянуться назад, подумать над тем, что и как сделано, отсечь, отрешиться, отбросить все ошибочное и в громком хоре похвал расслышать критические нотки.
– Знаете притчу о таланте? – спросила как-то Наташа. – Талантами в древности называли золотые монеты. Так вот, один человек дал своему самому верному слуге пять талантов, второму слуге – два, третьему – один и уехал. Через несколько лет вернулся и узнал, что первый своим трудом приумножил богатство, второй зарыл в землю, а третий растратил попусту. Тогда он вознаградил первого, отобрал таланты у второго и выгнал третьего. Я так понимаю, наше дело – умножать то, что нам дано...
В жизни Наташа Андрейченко – общительный, веселый, доброжелательный человек. Она любит и понимает своих друзей, на съемочной площадке ее партнеры становятся также ее друзьями. Кино – искусство коллективное. Андрейченко это хорошо усвоила. Ее интересует буквально все: музыка к фильму, рисунки, декорации, она может часами сидеть и слушать, как художники обсуждают эскизы к картине, или наблюдать в костюмерной, как одевают массовку. Ей хочется увидеть «лицо» будущего фильма. Понимание многочисленных деталей творческого процесса рождает высокий профессионализм.
Ее личное обаяние, добрый нрав, открытость души привлекают. Люди тянутся к Наташе. Не случайно Андрейченко – секретарь комитета комсомола Театра-студии киноактера. По ее инициативе и непосредственном участии нередко проводятся творческие вечера, на которых представлены лучшие работы дебютантов, эпизоды, сыгранные в фильмах начинающими актерами. Эти вечера помогли многим молодым получить путевку в жизнь, в искусство.
Андрейченко – частый гость на молодежных стройках, рассказывает здесь о своих героинях, о планах и ролях, над которыми работает. Потому и кажется естественным ее появление в семисерийном телефильме «Мужество» по одноименному роману В. Кетлинской. Она создала романтический образ комсомолки Тони, по зову сердца поехавшей строить город на Амуре. Вместе с группой кинематографистов Наташа побывала на БАМе. Съемки картины «Мужество» проходили в Комсомольске-на-Амуре. Актриса встречалась с молодыми зрителями и с теми, кто строил в 30-х годах замечательный, легендарный «город на заре».
Андрейченко не любит рассказывать о себе. Не услышишь от нее привычных актерских побасенок, забавных россказней. Наташа относится к своей профессии серьезно и не разделяет мнение тех, кто считает, что работа в кино состоит из забавных и необычных происшествий.
...В обыкновенной московской семье жила-была девочка. Она поставила себе цель стать актрисой и стала ею вопреки всем сомнениям, трудностям, обстоятельствам. Ее путь к успеху не был простым и легким, да он и не может быть иным у настоящего художника. Для Наташи Андрейченко жить в искусстве – это значит наблюдать и познавать подлинную жизнь во всех ее проявлениях и, перенося ее на экран, выражать мысли и мечты своего поколения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.