Война на Тихом океане была неизбежна для Японии, если она собиралась защищать себя и бороться за право выжить. Ее ни в коем случае нельзя назвать агрессивной войной. ...Муссолини был молодчина. Он имел характер, дух и убежденность старого японского самурая... Он был идеальный фашист и диктатор.
...Находятся люди, которые называют меня лидером ультраправых. Какая чушь! На самом деле я – гуманист».
Слова эти принадлежат известнейшему в Японии закулисному деятелю Рёити Сасакава, человеку, с которым по силе влияния может сравниться разве только сам премьер-министр. Но вот по откровенности суждений нет ему, пожалуй, равного во всей Японии. Судите сами: тут и оправдание развязанной японскими милитаристами агрессивной войны на Дальнем Востоке, и. восхваление ярого фашиста Муссолини, и, наконец, всю эту беспринципную схему рассуждений венчает утверждение о личной привязанности гуманизму. Гуманизму!
Давайте же посмотрим, что вкладывает сам Сасакава в это понятие, так сказать, на примере его собственных деяний.
Впервые имя этого «гуманиста» прозвучало в 1931 году, когда он создал фашистскую «Массовую националистическую партию». Через несколько лет ряды этой организации увеличились до 15 тысяч фанатически настроенных молодчиков, а под командованием их «фюрера» находилось два десятка самолетов. Располагая таким богатством, Сасакава уже в 1939 году мог позволить себе слетать в Италию и встретиться там с Муссолини в целях укрепления оси Рим – Токио. Несмотря на страстное желание повидаться тогда же с Гитлером, ему это так и не удалось: «тот был слишком занят на полях сражений».
Стоит ли говорить, что Сасакава полностью разделял взгляды японских милитаристов о необходимости завоевания Китая и стран Юго-Восточной Азии. И это тоже не прошло незамеченным: в 1942 году он «избирается» депутатом парламента.
После поражения Японии в войне Сасакава был осужден как военный преступник класса «А» и заключен в тюрьму Сугамо. Там он познакомился и стал отбывать наказание вместе с другим «гуманистом» того же толка, Ёсио Кодама (ныне главное действующее лицо в скандальной истории с подкупа ми фирмы «Локхид» в Японии). Однако почему-то вскоре Сасакава без суда был выпущен на свободу...
Видимо, к этому периоду относится первое его поражение на поприще «политического гуманизма», ибо Сасакава решает уйти из большой политики и заняться мирскими делами. Благо на это уже были деньги: одни только земельные владения его оценивались в полмиллиарда долларов.
Наибольшую известность Сасакаве принесли его скандальные связи с «Международной лигой победы над коммунизмом» (МЛПК), а также с организацией под названием «Объединенная церковь», исповедующей так называемый «путь основ». Во главе ее стоит южнокореец Мун, чьи темные дела с южнокорейским ЦРУ давно перестали быть для кого-либо секретом.
Однако все по порядку. Самые первые шаги Муна на «религиозном» поприще, если так можно сказать, относятся к середине пятидесятых годов. Дело у него, правда, не сразу пошло на лад, ибо вместо ублажения духа преподобный господин Мун занимался совращением с истинного пути молоденьких верующих. В результате разоблачения следовали одно за другим. Чем бы все это кончилось для предприимчивого прелюбодея, неизвестно, если бы в 1961 году в Южной Корее не произошел военный переворот, приведший к власти диктатора Пак Чжон-хи. Для Муна и его компании, как и следовало ожидать, настали, наконец, спокойные времена. Теперь уже можно было развернуться во всю ширь и показать истинную сущность «Объединенной церкви». И события не заставили себя долго ждать. Спустя несколько лет после прихода Пака к власти Мун организует «Лигу антикоммунистического просвещения», которая и стала позднее носить название МЛПК. Чем эта лига занималась, видно уже из самого ее названия. Обращает на себя внимание другое – стремление Муна придать своим организациям международный характер. В 1964 году штаб-квартира «Объединенной церкви» во главе с Осами Кубоки была образована в Токио. Не прошло и четырех лет, как там же возникло и отделение «Международной лиги победы над коммунизмом». События эти оказались настолько важны ми, что на них следует остановиться подробнее.
В 1967 году в Японии в префектуре Яманаси открылся Первый азиатский подготовительный съезд по созданию антикоммунистической лиги. На этом сборище ярых антикоммунистов присутствовал и уже известный Рёити Сасакава, который к тому времени занимал пост высшего советника «Объединенной церкви». Выступивший на съезде Мун доложил собра вшимся об успехах деятельности «Антикоммунистической лиги просвещения» и запросил у японской стороны содействия в создании МЛПК. Вот тут-то и сыграло решающую роль веское слово «гуманиста» Сасакавы, полностью одобрившего эту идею мракобесия. В итоге он получил во вновь созданной организации должность почетного президента.
Итак, выходит, что «Объединенная церковь» и МЛПК, по сути дела, одно и то же. Плюс к этому обе эти организации тесно связаны с южнокорейским ЦРУ. В Японии их приверженцев насчитывается по 70 тысяч человек в каждой организации. Сила эта довольно значительная, их политическое кредо – ярый антикоммунизм – хорошо известно, и потому не совсем понятно, чем прельстили эти сообщества поборника «гуманизма» Сасакаву? Или, быть может, для него гуманизм является синонимом слова «анти коммунизм»? Как же еще можно объяснить подобного рода связи, если в одной из проповедей религиозного учения «пути основ» прямо говорится: «Когда-нибудь придет, наверное, время, когда мы, наконец, сразимся с коммунизмом. Спрашивается, можем ли мы тогда убивать коммунистов, являющихся воплощением сатаны, или нет? И разрешит ли нам Отец (имеется в виду Мун) убивать человека – творение божие? Да, человека убивать нельзя, но вот сатану – тут уж ничего не поделаешь».
Чем же занимаются в свободное от подобных рассуждений время члены (в основном это молодежь) «Объединенной церкви»? Ответ более чем прозаичный, нежели можно ожидать, – финансовым укреплением своих тылов. Продают на улицах цветы, завезенные из Южной Кореи, женьшеневый чай, мраморные вазы, проводят кампании денежных пожертвований под каким-либо благовидным предлогом, а на самом деле, чтобы набить свой карман. Вернее, не свой, а пресловутого Муна. Как-никак в год выручка доходит до трех миллиардов иен. Здесь-то в полную меру и проявляется истинная сущность проводимых в Сеуле массовых бракосочетаний. Сведущие люди считают, что все это не более как прикрытие для подпольного бизнеса, а точнее – контрабандной торговли. Каждый отправляющийся на «свадьбу» в Южную Корею захватывает с собой около 500 тысяч иен, а при возвращении на родину привозит с собой «подарки» – по двадцать ящиков корейского чая, каждый по цене в 10 тысяч иен. Если прикинуть теперь, что в Сеуле только в 1975 году побывало около 800 пар «молодоженов» и каждый из них прихватил с собой по полмиллиона иен, то сумма уплывшей из Японии в Южную Корею валюты составляет не менее 800 миллионов иен. Именно «уплывшей», ибо ездят эти «курьеры» на пароме, который принадлежит проживающему в Японии корейцу Матии, разумеется, тоже входящему в известный уже клан Ёсио Кодама.
Но деньги, как принято, совершают кругооборот, и теперь они уже плывут по каналам «Объединенной церкви» не из Японии в Южную Корею, а наоборот. Они, как предполагают в комиссии Фрейзера конгресса США, идут на подкуп японских политических деятелей, так сказать, на создание внутри страны прокорейского лобби. Поэтому не удивительно, когда говорят, что в рядах «Объединенной церкви» состоит несколько депутатов парламента от либерально-демократической партии. Но дело даже не в том, состоит кто-то формально членом «Объединенной церкви» и МЛПК или нет. Вопрос в том, как относится к этому правящая либерально-демократическая партия в целом. На него недавно дал ответ бывший премьер-министр Фукуда: «Я знаю, что такое МЛПК, и что касается антикоммунизма, то и сам придерживаюсь подобного мнения. И то, что у ЛДП имеются отношения сотрудничества с «Международной лигой победы над коммунизмом», – это тоже факт». Далее, говоря об одном приеме, на котором он был вместе с Муном, бывший премьер заявил: «Поскольку г-н Мун призвал к солидарности и сотрудничеству и проанализировал те идеи, которые я разделяю, то я не имел ничего против того, чтобы выступить с ответной приветственной речью». Только и всего!
Но господин Сасакава, хотя он и не является членом ЛДП, не стал дожидаться своего часа и решил, пока не поздно, умыть руки и пусть номинально, но все же прекратить свое личное участие в делах этих слишком скомпрометировавших себя организаций. Пусть, решил он, на скандал нарываются другие, а для меня хватит разговоров о моем прошлом. Надо теперь заняться чем-нибудь «потоньше, погуманнее», так, «чтобы можно было принести себя в жертву людям».
– Я сейчас создаю новую политическую партию, – говорит Сасакава. – Дело в том, что сейчас политические организации в мире думают только о своих выгодах. Я против этого. Поэтому моя партия будет следить за их деятельностью. Сейчас под моим началом 8 миллионов человек. Пройдет еще два года, и их станет 10 миллионов. Это уже сила. Мы будем тайно фотографировать, подслушивать и собирать улики. И тогда все будут воздерживаться от плохих поступков. Я это делаю не для того, чтобы влиять на политику, а для того, чтобы политика стала лучше. И тогда я буду контролировать не только ее, но и все общественное мнение.
Но эта словесная шелуха не прикроет того очевидного факта, что функционеры новой партии Сасакавы будут следить, конечно же, не за буржуазными политиками, то и дело нарушающими те или иные нормы законодательства, а за прогрессивными деятелями Японии: коммунистами, социалистами, профсоюзными лидерами. Ибо тайные досье, собранные на этих людей, планируется использовать в тот день «икс», когда Сасакава решит, что пришло время для наступательных действий.
Что бы теперь ни говорил Сасакава, ясно, что замашки-то у него остались прежние, старорежимные. Недаром же он любит повторять фразу: «Все человечество в одном доме», – которая сильно напоминает имевший хождение в Японии в 30-х – начале 40-х годов лозунг: «Восемь углов мира под одной крышей». Лозунг, смысл которого – собрать весь мир под сводами японской империи. Теперь, спустя более чем три десятилетия, Сасакава вновь пытается создать политическую основу для претворения в жизнь своих шовинистических идей. Десять миллионов человек – это значит, что каждый десятый японец разделяет его взгляды. Не много ли? Во всяком случае, у него имеются в резерве десятка три различных обществ, на чью поддержку он может рассчитывать, ибо является их руководителем.
Зачем же Сасакаве понадобилось обременять себя столь многочисленными руководящими постами? Ответ простой – ему нужна сила, чтобы бороться за пересмотр нынешней мирной конституции Японии, за перевооружение и усиление роли японской военщины. Сасакава всего этого не скрывает, правда, по укоренившейся привычке подает все это под видом «гуманизма». И ему верят. Недаром в мае прошлого года Рёити Сасакава был вручен орден Священного сокровища первой степени. В качестве обоснования его заслуг говорилось о «долгой безупречной службе» как частного дипломата, о большом вкладе в дея тельность благотворительных учреждений и в дело развития образования. Правда, в 1977 году, когда уточнялся список награждаемых, один министр по пробовал усомниться в справедливости этих слов и отослал обратно прошение о вручении ордена Саса каве. Но прошло немного времени, и министр лишился своего поста, а пришедший ему на смену не стал долго раздумывать и росчерком пера вернул «гуманисту» долгожданную награду.
Как говорится, старый волк изо всех сил рядится в овечью шкуру.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.