Здесь, на НЛМЗ, он участвовал в строительстве фасонно-сталелитейного, кислородно-конверторного цехов, сооружал ДП-5 и стан «2000».
За ударную работу на пятой его наградили медалью «,3а трудовое отличие», а второй год пятилетки принес ему звание лауреата.
Я попросил Владимира прокомментировать дневниковую запись Губанова, где говорится о нем.
– Да ничего особенного, – смутился Чаплыгин. – Я подумал тогда: а зачем на каждой площадке плотники сколачивают двери, рамы, выделывают плинтуса... В общем, всю «столярку». Ведь проще все это в одном месте делать, а на объектах уже готовые детали ставить.
– Это твое рацпредложение?
– Не только мое... Комсомольцы инициаторами выступили. В одиночку ничего путного не сделаешь...
Невысокий черноволосый крепыш, легкоатлет, лыжник, он вскидывает на меня поразительно голубой взгляд, словно спрашивая: ведь я прав, не так ли?..
Десятилетним пацаном начал он «писать» свою
трудовую биографию: колхозный водовоз – его первая «профессия». Был и помощником комбайнера, комбайнером. В армии командовал отделением связистов. Но, как говорил мне его первый наставник
бригадир Николай Григорьевич Коротких, Чаплыгин
везде «беспокойно жил, не отсиживался в сторонке,
на острие любого дела лез...»
В партию его принимали на строительной площадке. Со стройплощадки поехал он и в Москву на XVIII съезд ВЛКСМ.
– Помню, ребятам, работающим на комплексе,
вручали комсомольские билеты прямо на стройке. Так день этот, точно знаю, навсегда у них в сердцах останется. Ваня Иноземцев, сын Михаила Ивановича,
Героя Социалистического Труда, когда билет взял, ничего сказать от волнения не мог. Конечно, ему эта стройка не просто как очередной объект запомнится – она жизнь его определила... Кстати, он вскоре звеньевым в бригаде плотников-бетонщиков стал.
ИЗ ДНЕВНИКА А. И. ГУБАНОВА. «Комсомольско-молодежная бригада И. Шамаева на два месяца раньше срока закончила монтаж водопроводного тоннеля».
Стройка набирала скорость. Это было ощутимо во всем: строители сокращали нормативные сроки, пересматривали обязательства, выполняли за смену по полторы-две нормы. Ежедневно на площадки поступали новые грузы: металлоконструкции, стройматериалы, оборудование: Более трехсот промышленных предприятий страны выполняли заказы для строительства новолипецкой домны.
Впервые в практике домностроения на новом комплексе сооружалась автомобильная эстакада для въезда на рабочую площадку литейного двора, который обслуживали два мощных кольцевых мостокрана. Здесь же был применен оригинальный и эффективный бесковшовый метод уборки шлака, позволяющий гранулировать его при самой домне, чтобы затем этот ценный строительный материал подавался специальными транспортерами в железнодорожные вагоны.
Скиповая (при помощи вагонеток) загрузка печи шихтой была заменена непрерывной конвейерной. Создавался современнейший по всем техническим и технологическим параметрам комплекс для производства чугуна.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.