– Хвалили меня еще во время съемок. И поэтому возникло высокое мнение о своей игре. А когда посмотрела фильм, стало стыдно, ужасно: беспомощная девчонка, а не актриса, ничего, что хотелось, не сумела сделать... К сожалению, это не единственный случай. Во время съемок все как
будто удается, а увидишь первый раз работу в целом – и... Но в кино, когда фильм смонтирован, уже ничего нельзя поправить...
Узнав, что я собралась о ней писать, Женя просила:
– Не пишите обо мне сейчас. Ранние мои работы,
пожалуй, неинтересны. И потом у меня был перерыв в работе: родилась дочка. Подождите, посмотрите новые роли, может, тогда...
Перерыв в работе у Симоновой оказался небольшим – несколько летних месяцев. И вот новые работы: кинофильм «Школьный вальс» режиссера П. Любимова и телевизионный спектакль «Лика» режиссера И. Унгуряну.
– До фильма «Школьный вальс», – говорит Женя, – мне приходилось играть «светлых» девочек, чистых, хороших, правильных. Я бы так и могла
играть их до тридцати лет. Но мне, как актрисе, это неинтересно. Хочется попробовать себя в ролях разного плана, играть разные человеческие судьбы, сложные характеры...
Дина в «Школьном вальсе» даже внешне не похожа на прежних героинь Симоновой. Она поражает яркой, броской внешностью, не расстается на людях с некой маской исключительности и неуязвимости. Дина – одаренный, незаурядный человек, но ее крайний эгоизм в сочетании с сильным характером становится разрушающей силой. Именно эгоизм не дает ей понять, что нужно любимому человеку, и ее семейное счастье оказывается мнимым. От настоящего горя не может спасти ни шикарное платье, ни хорошо обставленная квартира. Мастерски проводит актриса кульминационную сцену фильма, где Дина на короткое время сбрасывает привычную маску. Под Новый год выходит на лестницу одна, может быть, в поисках человеческого участия... И слышит детский плач. Но за запертой дверью малыш, оказывается, поет, а не плачет. И только этому малышу признается она в своем горе: ее никто не любит, она одинока. У зрителя появляется надежда, что Дина все поняла и еще можно что-то исправить. А через мгновение эта надежда рушится – перед нами жестокая, безобразная в своей злобе женщина. Вместо горя и осмысления своей вины – ненависть к человеку, которого, ей казалось, она любила. Образ, как принято говорить, отрицательный, но в этом фильме Женя сделала заявку на «взрослые роли», доказала, что ей доступны характеры непростые.
Роль Лики в одноименном спектакле актриса считает вехой в своей биографии. Работа шла в маленьком творческом коллективе: актрисы Лариса Малеванная и Евгения Симонова, режиссер Ион Унгуряну. Эта работа много дала Жене как актрисе. Она впервые была занята в сложном жанре современной притчи, в спектакле, построенном на диалоге двух исполнительниц. А у Лики – еще и длинные, на четыре страницы, монологи. В спектакле сталкиваются два мировоззрения, два отношения к любви, к жизни. С одной стороны – щедрость истинной любви, которая порождает красоту и доброту, с другой – скудость расчета, обкрадывающего душу. Лика на наших глазах теряет целый мир и находит целый мир: будучи взрослой женщиной и имея нерастраченную душу ребенка, она становится зрелым человеком.
Унгуряну увлеченно рассказывает о работе с Женей над Этим спектаклем:
– Во время работы с Симоновой я часто попадал в парадоксальную ситуацию: я ее хвалю, а она собой недовольна. Сначала не мог понять – то ли это мудрая тактика, то ли непосредственность актерской натуры. А потом понял – нет, не лукавство это, а невероятная, граничащая с жестокостью требовательность к себе. У Евгении врожденное чувство правды, любая неестественность причиняет ей физические страдания. Даже снялась в спектакле в своей одежде, потому что искала подлинность. В работе с ней мне пришла в голову перефразировка мысли Чехова, что в этой актрисе все подлинно: и мысли, и чувства, и одежда...
За последний год Симонова получила около пятнадцати предложений из киностудий. Приняла два. Снялась на киностудии имени Горького в фильме «Баламут» режиссера Рогового, а недавно, в первый день нового года, мы увидели молодую актрису в телефильме «Обыкновенное чудо», поставленном Марком Захаровым. И как не вспомнить слова Жени о том, что роли ее одухотворены любовью! Ведь в прекрасной сказке Шварца главный герой именно она – любовь.
С ролью Женя справилась тонко, точно, бережно. Зрители увидели в принцессе из мира чудес свою современницу, но вместе с тем актриса не растратила сказочного обаяния героини.
Евгения Симонова любит и умеет учиться. Студенческие годы позади, но и сейчас она продолжает учиться; – у своих товарищей-актеров, режиссеров театра, кино, телевидения. Трудом упорным, повседневным постигает она таинства актерской профессии. Творческий поиск, стремление к совершенству, неудовлетворенность сделанным, мысль, что она может и должна играть лучше, – вот ее главные внутренние «движители».
В этой всепоглощающей, деятельной любви к труду, к профессии и заключается «обыкновенное чудо» актрисы Евгении Симоновой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.