Мы сидели молча, и я подумал: почему порой грамотный, просвещенный во всем другом человек верит в самые что ни на есть суеверные приметы, порожденные невежеством и страхом наших пращуров перед неведомыми им силами природы?..
Дорогу перебежала черная кошка – быть неприятности. Тринадцать – роковое число. Разбилось зеркало – большое несчастье. Поговорить через порог – поссориться... Кто не знает этих примет, пришедших в наш век из далеких времен? Уже давно забыты и причины, вызвавшие их к жизни, а наивное суеверие все живет. Оно таится где-то в нашей памяти рядом с огромным запасом полезных, нужных для жизни знаний и вылезает наружу порой помимо нашей воли.
Невозможно подсчитать, сколько различных суеверных примет – смешных, нелепых, неожиданных – накопило человечество за свою долгую историю! Как и все в мире, они не остаются неизменными: одни забываются, исчезают из памяти народа, другие кочуют из века в век, получают как бы новую жизнь, неожиданно входят в моду. Ну, разве не встречаемся мы сейчас, например, с такой расхожей благоглупостью? Говорят двое молодых людей, поступающих в институт:
— Привет, куда спешишь?
— На экзамен.
— Ни пуха, ни пера!
— К черту!
Тут я уже слышу возражение иного читателя: «Да есть ли в этом что-либо серьезное? Й стоит ли об этом вообще говорить всерьез?»
Есть, и стоит! Поговорим о подобных суевериях серьезно и откровенно.
Можете ли вы положа руку на сердце сказать, что вас совершенно не трогают, не интересуют никакие суеверные представления, пришедшие к нам из далекого прошлого? Вы не верите в «счастливые» и «несчастливые» приметы, в гадание на кофейной гуще и столоверчение, в охранительную силу драгоценных камней, в цифровую мистику? Превосходно! Но, может быть, вы не здороваетесь через порог? Или плюете через левое плечо, чтобы избежать неприятности?
«Сравнили! – возразит мне снова читатель. – Одно дело верить в зловредную черную кошку и ходить к гадалкам, совсем другое – не здороваться через порог. Это же простая вежливость, ничего больше».
Хорошо, если так. Только далеко не все, кто предпочитает здороваться, перешагнув порог, думают в этот момент о вежливости; у многих – мысль: «Есть такая примета».
Кстати, знаете ли вы, как возникла привычка не здороваться через порог? Наши предки, древние славяне, поклонялись духам умерших, верили, что те могут вмешиваться в их жизнь, вредить или помогать живущим. Хоронили они своих покойников под порогом дома и старались не разговаривать около этого места: неровен час, духи могут обидеться и поссорят хозяина с гостем.
Вот какова основа этой бытовой приметы, а ведь в наши дни она превратилась для многих чуть ли не в норму поведения – неприлично-де здороваться или прощаться через порог.
Чем же это разумнее гадания на картах? И то и другое – суеверие.
Нельзя не сказать и о связи суеверий с религией. Проповедники современных религиозных верований открещиваются от суеверий. Это-де заблуждение дикарей, ложная вера. Но ведь это весьма похоже на тот случай, когда неблагодарный сын отказывается от своих родителей! У истоков всех современных религий стоят именно те представления о мире, которые породили суеверия, дожившие до наших дней, в том числе самые бессмысленные. Суеверные приметы были ступенькой к религии, а впоследствии стали ее постоянными спутниками. «Религия шествует в сопровождении всевозможных суеверий», – вполне справедливо говорил В. Гюго.
Богословы стараются отмежеваться от верований первобытных людей, но многие остатки этих верований нетрудно разыскать в библии, увидеть в религиозных обрядах. Достаточно вспомнить ритуал христианского крещения – кому неизвестно, как много в нем от древней магии «язычников».
В сознании религиозного человека мирно уживаются современная вера в единого бога и мировоззрение дикаря, ибо в основе того и другого лежат одни и те же представления о природе.
Почему же нередко самые наивные суеверные представления передаются от поколения к поколению, не умирают веками? Почему они живут и в наши дни, когда наука все в большей степени проявляет себя как могучая производительная сила общества?
Как видно, причины живучести предрассудков и суеверий (не будем касаться терминологических разночтении этих двух слов) имеют более глубинный характер, кроются в особенностях нашей психики, нашего восприятия окружающего мира через призму чувств, а не разума.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.