В защиту книги

Татьяна Браткова| опубликовано в номере №1227, июль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наверняка каждый, кто впервые придет в Ялтинскую библиотеку имени А. П. Чехова, поднявшись по лестнице с резными перилами на площадку второго этажа, задержится у большой доски, укрепленной на стене. Несколько строк вместили почти столетнюю историю этой библиотеки, созданной в 1897 году Ялтинским комитетом попечительства о народной трезвости. Библиотека насчитывала тогда 610 томов книг, читателей было 285 человек.

Жаль, что сегодня невозможно установить, кто были они, первые читатели. Были ли на самом деле среди них те, кого члены комитета попечительства о народной трезвости надеялись с помощью библиотеки оторвать от трактирной стойки? Наверное, она была наивной, эта попытка, в те годы, в тех условиях поставить книгу на пути человека, идущего в трактир. Но она очень выразительно говорит об огромном уважении к книге, вере в ее могучее нравственное воздействие.

В 1941 году во время налета вражеской авиации на Ялту в здание библиотеки попала бомба. Жительница города А. И. Расселевич спасла часть фонда, вынесла книги из-под обломков разрушенного здания. Она не работала в библиотеке. Она была учительницей.

В 1942 году в оккупированной немцами Ялте другая женщина, 3. А. Чупинцева, рискуя жизнью, прятала книги, которым грозило уничтожение. Она сумела сохранить для города почти весь имевшийся перед войной фонд общественно-политической литературы.

Все это я прочла на той самой доске, укрепленной на верхней площадке старинной лестницы. Прочла и подумала, что в этих строках не только история библиотеки. Это еще и история того, как передавалось в обществе из поколения в поколение отношение к книге как к величайшей духовной ценности. То самое отношение, которое мы, исповедуя сами, должны передать дальше, привить нашим детям...

В Крым меня привело письмо, полученное редакцией журнала. Читатель Е. А. Ефимов из поселка Кореиз Крымской области писал о том, что Ялтинская городская библиотека работает в страшной тесноте, а в Симферополе 300 тысяч томов из фонда областной библиотеки имени И. Франко свалены в подвальных помещениях в разных концах города, портятся и гибнут. В прошлом году в № 5 журнала «Смена» были напечатаны это письмо и ответ, полученный редакцией из Крымского обкома ЛКСМ Украины. Первый секретарь Крымского обкома комсомола Оникий А. М. сообщал, что для расширения книгохранилища областной библиотеке передано помещение бывшего Государственного архива, где будет произведен необходимый ремонт.

Но когда он начнется и сколько времени суждено книгам ютиться в подвалах, об этом в ответе, полученном редакцией, ничего сказано не было. А обеспокоенный читатель снова прислал письмо в редакцию. И вот командировка в Симферополь и Ялту. Так же, как и Ялтинская городская библиотека. Крымская областная помещается в старом здании. Оно было построено в 1826 году для Дворянского собрания, в 1854 – 1855 годах во время обороны Севастополя здесь находился госпиталь, где работал великий русский хирург Николай Иванович Пирогов. Здание давным-давно требовало капитального ремонта. Кроме того, библиотека оказалась чрезмерно перегруженной: книжный фонд на стеллажах уже не умещался. Книги начали «растекаться» по подвалам, которые предоставляли для расширения» площади библиотеки. Первый подвал появился тринадцать лет назад. Сейчас 700 тысяч томов библиотечного фонда расположены в 7 помещениях в разных частях города, из них, как правильно сообщил нам читатель, 300 тысяч – в подвалах. Когда начался капитальный ремонт, положение библиотеки из трудного стало невыносимым. Можно представить себе, что такое ремонт библиотеки, если практически нет помещения, куда можно переместить книги? В самом здании по углам вздымаются горы увязанных в стопки книг, покрытые запылившимися листами оберточной бумаги, порыжелыми газетами. Уже не один год мертвым грузом лежат десятки тысяч книг. В том числе книги уникальные, представляющие библиографическую редкость.

Чтобы ответить на какой-нибудь важный запрос читателя, работники библиотеки вынуждены оформлять заказы по межбиблиотечному абонементу – из других городов. А книги каждую неделю в среднем по 500 продолжают поступать. Библиотека имени И. Франко – единственное в области книгохранилище, которое получает обязательный экземпляр всех изданий, выходящих в стране.

Так, может быть, после ремонта придет конец всем мытарствам и зря наш читатель бьет тревогу?

К сожалению, это не так. После расстановки фонда в отремонтированном книгохранилище значительная часть книг останется в связках, так как новые металлические стеллажи примут на несколько тысяч томов меньше, чем старые, деревянные: по правилам противопожарной безопасности они меньше по объему и расставлены реже. Так что не удастся разместить даже те книги, которые до начала ремонта находились в книгохранилище.

Вот тогда и было принято решение передать библиотеке помещение, которое освободил недавно Государственный архив, – здание бывшей церкви. Ремонта оно требует капитального. Из-за стеллажей выглядывают потускневшие от времени лики святых. И перекрытие, разделяющее центральную часть бывшего храма на два этажа, и стеллажи надо менять, они деревянные. Но самое главное – здание неотапливаемое. И отапливаться не может: теплый воздух будет подниматься вверх, под купол, и там конденсироваться. В результате образуется сырость, главный враг книги. Так что оптимизм, с которым Крымский обком ЛКСМУ сообщил редакции о том, что вопрос о книгохранилище для библиотеки имени И. Франко решен, разделить трудно. Даже после ремонта, который продлится не один год, здание бывшей церкви сможет превратиться лишь в неотапливаемый склад.

– Мы вынуждены пойти на это, – сказала мне. заведующая отделом культуры обкома партии Лариса Александровна Ермоленко. – Пусть часть книг лежит без движения, пусть даже в связках. Надо спасти фонды, вывезти книги из подвалов.

Следовательно, это «книгохранилище» – полумера, временный выход из создавшегося положения?

Вопрос так и ставился, когда библиотеке предложили это помещение. В управлении культуры существовал перспективный план, согласно которому в 1981 году предполагалось начать в Симферополе строительство здания для областной библиотеки на миллион томов. Однако достаточных средств для культурного строительства не выделили и план не утвердили.

Строительство нового здания библиотеки не начнется ни в десятой, ни в одиннадцатой пятилетке. Другими словами, в ближайшие десять лет областной библиотеки в Крымской области в том виде, в каком она должна быть, чтобы именоваться библиотекой и выполнять все ее функции, не будет.

Не помню, кто из великих сказал, что после смерти человека самое страшное зрелище – гибнущие книги.

У книги есть одна особенность: для того, чтобы убить ее, совсем не обязательно бросать в огонь или уничтожать в прямом, физическом смысле. Она жива только тогда, когда ее читают; не попавшая в руки к читателю, она мертва. 300 тысяч мертвых книг уже много лет лежат в Симферополе. И многие тысячи обречены тут лежать еще на долгие, долгие годы.

Прямой урон от этого очевиден: люди будут лишены возможности получить нужную книгу. Есть и другая сторона этого дела – сторона нравственная. Весь город знает, в каком положении оказалась библиотека имени И. Франко. Молодежи города дается наглядный урок – урок неуважения к библиотеке, другими словами, к книге.

В Симферополе, по дороге в библиотеку, я разговорилась с девушкой, идущей с книжкой.

– Ну, конечно, библиотеку в последнюю очередь строить будут, – сказала она, усмехнувшись, – дохода-то она ведь не приносит...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены