Писать о художнике трудно. Тем более о том, которого любишь. Хочется избежать шаблонных фраз, красивых, но пустых эпитетов, чтобы показать именно его самобытность, неповторимость стиля, ввести в мир его персонажей. Хочется рассказать что-то новое, свое тем, кто его знает, и заинтересовать тех, кто видел его графику, но пока ничего не слышал о самом художнике.
Но еще более нелегкая задача – писать о его рисунках. В сущности, это так же невозможно, как, например, словами пересказать музыку. Рисунки надо видеть. Правда, здесь моя задача облегчается – ведь нет, наверное, человека, не читавшего книжек, которые он иллюстрировал. Этот художник подарил нам Родари и Линдгрен, Катю в игрушечном городе и брата, играющего на кларнете, Сазанчика и Серую звездочку. Зовут художника Лев Токмаков. Он дебютировал как иллюстратор в Свердловском книжном издательстве. А сегодня почти на 200 книгах, выпущенных «Малышом», «Детской литературой», «Молодой гвардией», вы можете увидеть: «Рисовал Лев Токмаков». Он заслуженный художник РСФСР, участник многих республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок иллюстраций для детей. Москва и Лондон, Париж и Рим, Багдад и Лагос видели и полюбили работы художника. «Дорогой Токмаков, Вы просто превосходны», – писал ему из Италии Джанни Родари. «Считаю Вашу книжную графику явлением необычным и значительным», – высказывает свое мнение Хорст Кунце, академик из ГДР. Теплые слова о своем творчестве читал Лев Алексеевич в письме из Парижа от Лидии Делекторской, вдовы великого Матисса.
Творчество Льва Токмакова неотделимо от книг С. Михалкова и А. Алексина, С. Маршака и А. Барто. Он иллюстрировал «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону» и «Джин в телевизоре» Д. Родари, «Пеппи Длинный чулок». А. Линдгрен, «Фантомаса» В. Драгунского и «Жаворонка» В. Берестова, «Русские народные сказки про зверей» и «Шотландские народные песенки».
У Токмакова есть и большие графические циклы об Африке, Востоке, Севере-чародее, и литографии, и портреты, но главное дело мастера, потребность его души – иллюстрации для мальчишек и девчонок и тех взрослых, кто «понимает все на свете. Даже детские книжки».
Вместе с женой поэтессой Ириной Петровной Токмаковой он подарил малышам добрые книжки «Кукареку». «Карусель», «Сазанчик», «Деревья». А совсем недавно одновременно в Москве и Софии на русском и болгарском языках появилось их новое произведение - Синие горы, золотые долины ». Известный болгарский поэт Асен Босев сказал: «Эта книжка обращена к самому отзывчивому и горячему сердцу на свете – сердцу ребенка. Обо всем рассказано просто, тепло и естественно, как рассказывала бы мать своим детям о том. Что пришлось ей увидеть и услышать».
К сожалению, еще бытует мнение о несерьезности работы для детей. Кажется, все очень легко. Но это тяжелая легкость. Работая для детей, надо быть необычайно честным, талантливым и добрым. Дети ведь сразу чувствуют фальшь. Не надо с ними заигрывать и сюсюкать, надо быть на равных с дорогими нашими мальчишками и девчонками. Детская книга не представляет собой проблему только книги. Это проблема всей культуры человека, «ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», – писал Сент-Экзюпери. Книга должна воспитывать и учить ребенка, причем «учить шутя», играя с ним, как, например, делают Лев и Ирина Токмаковы в книге «Аля, Кляксич и Буква А»
Читая и рассматривая книги, дети развивают способность наблюдать, мыслить, сравнивать, абстрагировать, фантазировать. Детское воображение обогащается переживаниями, чувствами, эмоциями. Ребенок – всегда исследователь, первооткрыватель мира Книга для него – сигнал из мира взрослых, окно в мир. Она невозможна без иллюстраций, в которых художник красками, добротой, серьезностью, остроумием представляет героев книги такими, какими он видит их сам. Таковы рисунки Льва Токмакова.
Я медленно листала «Летний ливень» и вспомнила слова человека, навсегда оставшегося в душе ребенком, – Антуана де Сент-Экзюпери: «Самым главным часто бывает улыбка... Улыбкой вознаграждают». Рассматривая свою новую книгу, дети улыбаются – может ли быть большей награда художнику?
Лев Токмаков – известный и признанный художник. Что же помогло ему стать большим и неповторимым мастером? Счастливые обстоятельства? Но, как сказал Н. Г. Чернышевский, «счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться, и в этом искусстве почти единственно состоит различие между людьми, жизнь которых устраивается хорошо или дурно».
Жизнь Льва Токмакова началась на Урале. Его детство было наполнено сказкой, которая жила прямо за порогом дома в высоких лесах и быстрых реках, пробегала под окном зайчишкой послышалась волчьим воем. Навсегда вошла в жизнь чарующая уральская природа, запомнились рассказанные бабушкой и прочитанные самим сказки. Позже он вспомнит об этой поре в автобиографической книге «Мишины самоцветы», а пока... Шумели леса, звонко перекатывались на порогах синие реки, рассказывались были-небылицы, шло время. Мальчик вырос и уехал учиться в Москву, в Высшее художественно-промышленное училище.
...Позади учеба. На руках диплом. Специальность – художественная обработка металла. Казалось бы, путь определен, но... голос детства властно зовет в страну сказок, и через два года Лев Токмаков уходит в детскую иллюстрацию. «Может, когда-нибудь откроют, – делится своими мыслями художник, – что все творчество людей искусства является чем-то компенсационным, восполняющим недостающие страницы их жизни. Не доиграны игры, не оплачены счета, а назад уже не вернешься. Остается одно – работа».
Работая художником в областной молодежной газете, испытав на себе темп журналистской жизни, «научился быстро принимать решения, работать четче, мускулистей, стремительней»: занимаясь одновременно детской иллюстрацией, «работал серьезно, честно, старался быть и внутренне раскованным и строгим к себе одновременно», – вспоминает Токмаков.
Начиная в книжной графике четверть века назад, он отстаивал свои принципы, свой стиль, свой творческий метод. Это сегодня нам невозможно представить, что Джельсомино и Джакомино-король, добряк Бенвенуто и Кошка-хромоножка могли бы быть другими. А тогда за них пришлось ох как побороться! Настоящий мастер тем и интересен, что не повторяется, его творчество – всегда поиск и открытие! Рассуждая о книжной графике. Лев Алексеевич рассказывал: «Мне ближе идеал статичного рисунка, дополняющего и развивающего произведение, а не попытки попросту «переложить» на язык графики литературу, повторить – пусть даже другими средствами – то, что уже сказано писателем».
У художника есть стихи, в которых он, обращаясь к младому племени, напоминает, что мастер состоится лишь при желании и умении идти своим путем, не подражая авторитетам:
Конь молодой, испорти борозду!
Ты первый раз сегодня вышел в поле.
Ты не мастит, и ты не на виду,
Ты можешь дать своим копытам волю.
Все иллюстрации Льва Токмакова наполнены удивительной поэтичностью, добротой, любовью, отмечены особым, только ему присущим почерком, его индивидуальностью. Каждый герой Токмакова – характер. Посмотрите, например. «Русские народные сказки про зверей». Сколько животных – и все разные. Вот медведь: в одной сказке он добродушен и ленив, в другой – смешон, в третьей – угрюм и грозен. Условный, сказочный мир художника неразрывен с реальным. Даже самые фантастические его персонажи имеют реальную основу, потому что «именно натурное рисование помогает мне поверить в реальность самых фантастических образов, в которые по роду моей работы приходится вживаться. Без этой веры к иллюстрации детской книги лучше не прикасаться», – говорит Токмаков.
Лев Токмаков особенно внимателен к цветовому решению своих рисунков. Ведь цвет играет далеко не вторичную роль, оказывая на ребенка эстетическое и эмоциональное воздействие. Известно, свето-цветовые ощущения через зрение дают в мозг почти девяносто процентов информации. Еще Гегель в Феноменологии духа» делил все цвета по психологическому воздействию на серьезные, радостные, огненные, холодные, печальные и неясные. Например, в Японии, где проблемам эстетического воспитания детей придается огромное значение, с первого класса школы детей обучают культуре цвета. Цвета же рисунков Токмакова можно назвать добрыми.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.