В Софийском аэропорту в этот солнечный февральский день провожающих было немного. Если бы кто-то со стороны взглянул на парней, которые поднимались сейчас по трапу самолета (а поднимались только парни!), он бы наверняка подумал, что это команда борцов – такие все были ладные и плечистые. Вскоре и последний из пятидесяти пассажиров помахал нам красными гвоздиками, пригнулся и исчез в чреве самолета.
Мне показалось, что это был Георгий Иванов из Сливена. Он и в зале Центрального Комитета комсомола во время торжественных проводов на Кубу отряда болгарских строителей скромно сидел в самом последнем ряду. Он казался смущенным – вроде не верилось парню, что его, Георгия Иванова, у которого и стажа меньше двух лет, рядового плотника из бригады Христо Николова, назвали в числе 50 строителей, отправляющихся в Гавану, чтобы возвести там, среди пальм парка «Ленин», Дом пионеров, и не дом даже, а настоящий дворец.
– Это будет центр обучения одаренных гаванских ребят, – подчеркнул кубинский посол Хосе Мануэль Альварес Браво на встрече в ЦК ДКСМ, – дворец, где будут созданы все условия для учебы, отдыха. спорта, духовного развития ребят...
Георгий слушал выступающих и пытался представить себе этот дворец. Быть может, он будет напоминать школу, которую Георгий с бригадой Христо Николова строит в Сливене. – большое, четырехэтажное, светлое здание со множеством кабинетов, не классных комнат, а именно кабинетов, с крытым бассейном и просторным физкультурным залом. В первой секции уже закончены все столярные работы, скоро солнышко ударит в большие окна, а через год к празднику Свободы школа будет готова полностью.
– Уверен, что наши ребята, остающиеся дома, на родине, будут выполнять и мою норму, работать за друга, уехавшего в Гавану. Я не думаю, что возьмут в бригады на наше место кого-то другого. – сказал Георгий. – А это значит, что мы на Кубе должны сделать все, чтобы достойно представить болгарских строителей. И наш комсомол...
Когда самолет медленно развернулся, выруливая к взлетной полосе, в одном из иллюминаторов промелькнуло лицо Николы Ласкова из Кремиковцев. Никола смотрел в сторону группы, где стояла его жена. Она то взмахивала белым платком, то наклонялась к ребятишкам, которые крепко держались за ее пальто, и показывала им: смотрите, там ваш папа.
– Думали, что я откажусь, не поеду, – говорил мне перед отлетом Ласков. – Мне ведь только что дали новую квартиру, мы еще и переехать не успели. Все хлопоты теперь свалились на жену...
Двадцативосьмилетний каменщик крепко пожал мне руку, когда я поздравил его традиционным: «Честито!»
– Как же иначе, – сказал Никола. – Ведь раз в жизни может быть такая удача – поехать в страну Фиделя Кастро, первую социалистическую страну Америки, принять участие в подготовке Всемирного фестиваля молодежи. Разве можно от такого отказываться?..
Никола меня не совсем понял. Я хотел поздравить его с новосельем, его же волновала работа на Кубе.
Недавно бригада, в которой работает Ласков, принимала поздравления всего Кремиковского металлургического комбината. Было закончено цементирование фундамента прокатного стана холодной вальцовки. Бетонщики в срок справились со своим делом, но сдача объекта отставала от намеченного графика. Тогда молодежная бригада решила помочь наверстать упущенное. Ребята пересмотрели организацию труда в бригаде, разработали график бесперебойной подачи раствора. Каждый из 24 членов бригады работал за двоих. В результате при отличном качестве работы удалось сократить сроки на три дня.
Бригада поверила в свои силы. Рабочие решили, что теперь тоже могут трудиться по методу советского строителя Злобина.
Самолет подкатил к взлетной полосе, на мгновение замер и помчался навстречу солнцу. Иллюминаторы слились в одну непрерывную линию.
Думаю, только теперь Никола Ласков, оторвавшись от круглого окошечка, повернулся к своему соседу Ивану Ранову – тоже каменщику-штукатуру и тоже из Кремиковцев. Как бригадир и человек более опытный, Иван Ранов чувствует себя увереннее. Он молод, но уже два года успешно руководит бригадой на домостроительном комбинате «Столник». И разговор у него такой же – основательный, неторопливый. И слова у него, как кирпичи, точно ложатся на свое место.
Я расспрашивал Ивана о том случае, когда его ребята сами вызвались работать по две смены, а некоторые и по три, чтобы успеть сдать объект в срок.
– Бригадир не должен постоянно находиться при рабочих, у него есть и другие обязанности, – говорил Иван Ранов, – но те три дня в самом конце года я не отходил от своих ребят. Мне казалось, что о сне никто и не думал. Работали вместе, и я радовался за них. Радовался, что товарищи поняли, как важно сдержать слово и справиться с выполнением задания до конца года...
Покуда Иван Ранов неторопливо выстраивал слова, один быстрый паренек из Девненского строительно-монтажного комбината сумел не только вмешаться в нашу беседу, но и рассказать о схожей истории.
Это произошло на завершающем этапе строительства содового завода. «Не удивляйтесь, – говорил Вичо, – но я и еще четверо из нашей бригады работали по две смены целую неделю, конечно, по собственному желанию...»
Иван Ранов только посмотрел на него и спокойно, что тут, мол, особенного, продолжал свой рассказ. А Вичо, дождавшись очередной паузы, выпалил: «Все только удивлялись, откуда у нас силы берутся...» Иван Ранов только бровью повел, а паренек поспешил закончить: «Но этого и мы не знаем. Просто не могли уйти с объекта, пока не закончим, вот и все».
Иван все же воздал должное девненскому строителю: «Слушаю его – не рабочий, а настоящий оратор! И поскольку знаю, что награжден Вичо «Орденом Труда» за пуск содового завода, значит, работа того стоила. Молодец!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.