Отчего это происходит? На мой взгляд, часто певцы бывают не готовы к конкурсу. К тому же на конкурс попадают не всегда самые сильные исполнители, и за это должны нести ответственность организации, не очень серьезно относящиеся к творческому росту молодых пропагандистов советской песни.
Не все благополучно и с участием наших певцов в международных конкурсах. К примеру, в прошлом году на «Золотой Орфей» в Болгарию Министерство культуры СССР послало певицу из Киева Татьяну Кочергину. И, хотя она получила вторую премию, радости это не принесло, так как профессиональный уровень Кочерги ной явно недостаточен, чтобы представлять нашу страну на таком весьма авторитетном конкурсе. Естественно, что Центральное телевидение не сочло возможным показать ее на экране в числе лауреатов. Я бы мог назвать и других наших участников «Орфея» и Сопота разных лет, которые не имели права представлять советскую эстраду.
А таланты у нас, бесспорно, есть. Это доказал конкурс в Днепропетровске. Особенно сильны были девушки. Но, насколько мне известно, в Сопот поедут не они.
А теперь познакомимся с мнением старшего редактора главной музыкальной редакции Всесоюзного радио Л. И. Дубовцевой.
Л. И. ДУБОВЦЕВА. Мне приходилось работать на многих конкурсах, и, не скрою, результаты некоторых из них вызывали разочарование. Взять хотя бы Всесоюзный конкурс на лучшее исполнение советской песни в 1977 году в Москве. Четыре первые премии получили солисты, имена которых до сих пор не известны слушателям, и это вполне справедливо. Почему? Потому что эти лауреаты неинтересны с профессиональной точки зрения, они статичны, лишены своеобразия и сценического обаяния. И непонятно, почему жюри именно их поставило на пьедестал почета. Разумеется, мы на радио не стали их записывать. А всероссийские конкурсы «Сочи-78» и «Сочи-80»? Почти та же картина. Да и VI Всесоюзный конкурс артистов эстрады в 1979 году в Ленинграде не явился откровением. Зато порадовал нынешний конкурс в Днепропетровске.
Но почему же все-таки некоторые конкурсы не дают возможности выявить талантливых исполнителей? На мой взгляд, причин здесь несколько. Первая и самая существенная: республиканские и областные филармонии, министерства культуры недостаточно серьезно относятся к делегированию своих представителей на такие крупные смотры. Делается это наспех, отборочные конкурсы не проводятся, и в результате посылают далеко не самых лучших. Естественно, что при таком подходе артисты часто бывают просто не готовы к творческим соревнованиям, репертуар их случаен, не соответствует их исполнительским возможностям, а уж о сценической выразительности и речи быть не может. В Днепропетровске тоже было немало откровенно слабых исполнителей, и это не делает чести организациям, пославшим их.
Вы обратили внимание, как много схожего в высказываниях представителей радио, телевидения и министерства культуры? Однако выслушаем и другие мнения. Слово главному редактору Всесоюзной фирмы «Мелодия» Г. С. Елецкому.
Г. С. ЕЛЕЦКИЙ. О нашем отношении к лауреатам сам за себя говорит специальный раздел в плане фирмы «Мелодия» – «Лауреаты всесоюзных, международных и республиканских конкурсов». Мы выпускаем грампластинки не только победителей эстрадных конкурсов, но и, как вы понимаете, представителей «серьезной» музыки – инструменталистов и вокалистов.
После каждого международного конкурса политической песни «Красная гвоздика» – а он проводится с 1967 года – мы выпускаем диск с записями лауреатов. Кроме того, выходят и сольные пластинки победителей различных конкурсов, и читатели это прекрасно знают. Подготовлен нами и диск с лауреатами фестиваля популярной музыки, проходившего в прошлом году в Тбилиси. Словом, все самое интересное мы стремимся запечатлеть на грампластинках. Однако выпуск пластинок лауреатов для нас не является самоцелью, так как не всегда лауреаты соответствуют столь высокому званию. И их профессиональный уровень даже при самом благожелательном отношении не позволяет сделать качественную запись. К наиболее часто встречающимся недостаткам относятся нечистое интонирование, невыразительная фразировка, неумение филировать звук. Сказываются пробелы в вокальной подготовке. Магнитная пленка очень чувствительна к «мелочам», о которых я говорил. Поэтому для нас очень важно, чтобы певец прежде всего умел хорошо петь, чтобы у него был красивый, выразительный голос, чтобы он мог подчинить его созданию художественного образа. И здесь уже не важно, сумеешь ли ты красиво двигаться, жестикулировать, создавать мизансцены. Такова уж специфика записи.
Обратился я и к заслуженному деятелю искусств РСФСР, композитору Ю. С. Сеульскому, неоднократно участвовавшему в работе жюри как внутрисоюзных, так и зарубежных конкурсов.
Ю. С. САУЛЬСКИЙ. Лауреатов у нас мною, очень много – и скрипачей, и пианистов, и виолончелистов. А на эстраде лауреатов еще больше, хотя они намного уступают «классикам». И на всесоюзных и на всероссийских конкурсах званий дают, как правило, раза в два больше, чем того заслуживают многие лауреаты. Это недопустимо. Как показывает практика, редкие конкурсы дают нам двух-трех по-настоящему талантливых и оригинальных исполнителей. Так зачем же искусственно приравнивать к ним еще дюжину посредственных певцов: ведь и те и другие удостаиваются звания лауреата. На мой взгляд, такая нетребовательность девальвирует звание. А потом мы удивляемся, почему наши «победители» на международных конкурсах так слабо выступают.
Я считаю, что нам не хватает своего крупного международного песенного конкурса, который бы, с одной стороны, пропагандировал советскую песню за рубежом, как это делается на «Золотом Орфее», а с другой стороны, позволил бы раскрыть потенциальные возможности наших исполнителей в соревновании с сильными иностранными артистами. Не будем забывать, что советская песня и наши исполнительские традиции отличаются от зарубежных большей идейной и смысловой нагрузкой песен, патриотизмом, гражданственностью. Естественно, что характер таких песен диктует и сценическую манеру поведения – довольно сдержанную. А западная манера – развлекательная, рассчитанная на зрелищность, отличается большей сценической свободой, в которой элемент танцевальности весьма значителен. Каждый конкурс имеет свою направленность, специфику, традиции, и поэтому надо отбирать таких певцов, которые бы отвечали требованиям конкурса (я имею в виду и вокальную манеру и актерские способности), и специально готовить под руководством режиссера, балетмейстера и художника по костюмам. Мелочей здесь не бывает. Продуманность всех деталей и компонентов обязательна. Да и оркестровка должна соответствовать духу времени.
И вновь удивительное единодушие участников воображаемого «круглого стола» в определении основных недостатков конкурсантов и лауреатов. И главный из них – низкий профессиональный уровень. Этот недостаток назвали все выступавшие. Причины, породившие его, известны – нехватка эстрадных режиссеров, балетмейстеров и, конечно же, отсутствие в учебных программах музучилищ и консерваторий дисциплин, необходимых для подготовки актеров. К примеру, в ГИТИСе, где готовят кадры для театров музыкальных комедий, преподают такие дисциплины. Но ошибкой было бы думать, что певцам оперных театров и филармоний – а именно туда в большинстве своем попадают выпускники музучилищ и консерваторий – не нужны актерские навыки. В противном случае резонно задать вопрос: для кого и для чего готовят певцов? Для домашнего музицирования? И вряд ли сегодня стоящий как столб певец может понравиться кому-либо. В оперном театре его заставят играть роль, а значит, двигаться, участвуя в мизансценах, а эстрадный певец сам на месте не устоит: мода на «остолбенелых» давно прошла.
А теперь еще раз о «щедрости» при раздаче лауреатских премий. В спорте, например, у пьедестала почета только три ступеньки. Почему-то никому не приходит в голову ставить на пьедестал почета рядом с чемпионом и двумя призерами еще человек десять. Но зато в спорте цена и вес победы неизмеримо возрастают. Как это гордо и красиво звучит – чемпион, победитель!
И только на эстрадных конкурсах рядом с сильнейшими стоят посредственности, и, так же как и победители, в звании лауреата. Поэтому мы и насчитываем две с половиной сотни лауреатов. А подлинных всего два-три десятка.
...Включаю радио, телевизор. И вновь в эфире звучат давно знакомые и любимые слушателями София Ротару и Алла Пугачева, Иосиф Кобзон и Лев Лещенко. Много звучат. Хорошо звучат. А на каких волнах эфира искать ваши талантливые, но такие робкие голоса, лауреаты?..
Р. S. На сочинской «Красной гвоздике» Тамара Гвердцители, Эрна Юзбашян и Ольга Пирате стали лауреатами. А вот Гинтари Яутакайте стала только дипломанткой – просто-таки неожиданность. И все-таки хочется верить, что ни слушатели, ни я не потеряем из виду талантливую четверку. Хочется!
От редакции. Нам думается, что в статье затронут один из самых жгучих вопросов нашей музыкальной эстрады. Приглашаем к разговору композиторов, певцов, творческую молодежь, всех, кому дорога советская песня.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Клуб «Музыка с тобой»