– В военкомат вызывали. Вот освобождение.
– Ну, топай домой по такому случаю. (Мечта школьника – разрешили уйти с урока!)
– Не, я сейчас разденусь – и сюда. Дома чего делать? Здесь интересней.
И через минуту сидел Сережа Явгель с паяльником в руке, выжигая на толстой доске слово «сыр» (заказ комбинатской столовой).
«Интересно»... Это я потом слышал не раз. Вот и Роберт Мольчинский, из группы судовых электромонтажников, о том же:
– Да, интересней, чем в школе. Никаких принуждений. Здесь как-то без громких слов дают понять: учимся только для себя. И еще. Межшкольный комбинат в нашем районе – это эксперимент, и мы его первые участники. От нас зависит успех или неуспех эксперимента. А это – дело серьезное...
Есть такая, в общем, справедливая точка зрения: знакомя ребят с профессией, ни в коем случае нельзя скрывать ее негативные стороны.
У четырнадцати профессий, которым обучают в комбинате, очень разный уровень престижности. Если в группу электромонтажников был конкурс, то идти в техники-приемщики предприятий бытового обслуживания не захотел никто. Завуч комбината даже растерялась. Ну что она могла сказать девятиклассникам? Что должен кто-то работать и в ателье проката, ремонтных мастерских, принимать или выдавать вещи и выписывать квитанции? «Должен, спору нет, но почему именно я обязан заниматься этим скучнейшим делом? » – ответ прямо-таки читался в глазах школьников.
Неудача заставила педагогов и мастеров комбината подойти к делу с другой стороны. Учебная программа была составлена таким образом, что включила в себя основы бухгалтерского учета, технологию изготовления предметов быта, изучение вычислительной техники, машинопись. Не скажу, что и сюда образовался конкурс, но и недостатка в желающих не было: перед школьниками открылась перспектива в разных направлениях, и они это оценили.
...Межшкольный комбинат – своеобразный посредник между школами и предприятиями, причем посредник активный. Мастера производственного обучения – частые гости в школе: комбинат организует экскурсии восьмиклассников на заводы и стройки; во внутреннем соревновании между группами есть один необычный пункт: профориентация, проводимая в школах самими учениками. В этом есть свои резон и расчет – слово, брошенное старшеклассником будто невзначай, подчас бывает весомей длинных речей «постороннего дяди».
Не все еще идет гладко. Когда я рассказал директору о том, что ежедневно хожу на работу мимо межшкольного комбината в Москве, часто собираюсь зайти, познакомиться, да как-то все недосуг, Алексей Моисеевич Гальперин только вздохнул и сказал, как хотел бы оказаться на моем месте. Ведь единственная возможность обменяться опытом, узнать что-то новое – это редкие встречи с коллегами. Потому что нет еще единой методики преподавания и производственного обучения в таких комбинатах (да что там методики – единой формы документации, журналов – и того нет, каждый выдумывает во что горазд!) Пытались соединить методику школ и ПТУ – не получается, ибо это разные по своим задачам учебные заведения.
Вся подготовка мастеров свелась к недельным курсам при институте усовершенствования учителей. Практическая польза курсов оказалась равной нулю. Нет пока среди мастеров полного единомыслия: кто-то, как Клищевич, отдает детям всего себя, всю душу, другие считают свою задачу узкой – дать профессию, но никак не заниматься воспитанием. А именно мастер – главная фигура в комбинате!
Мастера-инженеры – те, кто ведет и практические занятия и читает лекции по теории, поставлены в явно ненормальное положение. Согласно инструкции им позволяется работать не более 240 часов в год. 240 в год – это 6 в неделю. А программа требует 10 часов. И вот, чтобы не нарушать финансовую дисциплину, на 4 «лишних» часа приходится приглашать другого специалиста (да еще попробуй найти желающего на какие-то четыре часа).
Короче говоря, вопросов и проблем – тьма, а решать их некому. Нужен нам, говорили в рижском комбинате, свой методист и методический центр в городе. Как готовить мастеров? Как лучше составить программу обучения? Как организовать соревнование? Как... Этих «как» – бесконечное множество. Каждый комбинат выходит из положения по-своему, и, наверное, немало уже изобретено велосипедов в этих вопросах. Правда, планируется утвердить при роно инспектора, но это должность скорее проверяющая, чем «обучающая».
Межшкольный комбинат – это учебное заведение, через которое будут проходить все девяти- и десятиклассники района. Больше двух тысяч человек! Потому учиться сейчас нужно всем – и ученикам межшкольных комбинатов и их преподавателям.
Учиться надо еще и потому, что допрофессиональная подготовка на таком уровне, какой существует в рижском комбинате, – совсем новая ступень в трудовом обучении и воспитании школьников. И если быть до конца точным, то термин «допрофессиональная подготовка» можно было бы заменить более емким – подготовка к трудовой жизни.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.