Работа актера в театре – это мужественная, тяжелая работа, вполне солдатский повседневный труд без выходных и праздников, без регламентированного рабочего дня. Катя всегда приходит на спектакль, на репетицию в добром расположении духа. Доброжелательность – черта ее характера, которая позволяет ей думать не о себе, а о партнере, о его самочувствии, настроении, о том, что им сейчас предстоит работать вместе.
...Съемки фильма «А зори здесь тихие...» проходили в тех же краях, где имели место события, описанные в повести Бориса Васильева.
– Так случилось, – вспоминает Катя, – что старшее поколение нашей съемочной группы подобралось из фронтовиков. Не только С. Ростоцкий и В. Шуйский, а также часто приезжавший на съемки Борис Васильев, но и многие другие создатели фильма прошли через войну. А мы, актрисы, игравшие погибших девочек, войны не знали совсем. И вот произошло удивительное постижение войны. К каждому нашему шагу на съемочной площадке старшие товарищи как бы вели нас через свои личные судьбы. Не было специально организованных бесед, но были возникавшие к случаю рассказы о пережитом, были их глаза, их боль. Мы жили в тех самых домах, которые зрители видели в фильме, мокли под тем дождем, а главное, были в какой-то изоляции от привычного для нас комфорта, городской суеты, пустых хлопот. Среди лесов и болот глубже становилась высокая печаль, связанная с трагической гибелью пятерых девчонок.
Однажды в музее Неаполя Е. Маркова увидела фрески, запечатлевшие жизнелюбивый дух Помпеи. Там сердце сжималось от мысли, что смерть людей была такой нелепой, несправедливой. А девочки-солдаты? Они ушли из жизни не жертвами чудовищного стихийного бедствия. Они сознательно, бойцами шли на смерть, повинуясь солдатскому долгу. И их судьбы стали для актрисы школой нравственности, духовного мужества. Так родилось особое отношение к Галке Четвертак, ребенку в военной форме. У Риты, у Жени, у Сони, далее у Лизы за фронтовой полосой было или счастье, или его преддверие, надежды. А у Галки только детские фантазии. Ее гибель – жестокая несправедливость войны.
Говорят, художник счастлив, когда ему удается участвовать в создании произведений искусства, помогающих сберечь лицо поколения. Чувство это особенно дорого своей перспективой: оно помогает приблизить далекое, как в стихах, «чтоб опять к далекому идти». Разумеется, Екатерине Марковой очень повезло – не каждому актеру выпадает сняться в такой значительной картине, какою стала лента «А зори здесь тихие...». На даже если подобному больше не суждено повториться, образ Галки Четвертак, работа над этой ролью вместе с участниками войны надолго останутся для молодой актрисы мерилом творческой самоотдачи.
Олег ТАБАКОВ.
В Кате Марковой меня всегда радует постоянная жажда новых знаний, обретения неизведанного и стремление привнести все это на сцену...
Екатерина Маркова – аспирантка Литературного института имени Горького. Тема ее будущей диссертации: «Новое в образе героя современной драматургии 60 – 70-х годов». Прочитаны пьесы, классические и современные, полузабытые и совсем новые. Сложились свои оценки изученной литературы, но впереди еще бессонные ночи раздумий, доделок и переделок, потому что очень хочется высказать свое мнение о преемственности лучших традиций русской классики в современной драматургии, сравнить ушедшие поколения с героями сегодняшних дней. Размышляя, споря, волнуясь над чистой страницей, перебирая в памяти десятки просмотренных спектаклей, Катя неутомима так же, как и на репетициях, на спектаклях.
– Что вам хотелось бы пожелать Екатерине Марковой? – спрашиваю Олега Табакова.
Олег ТАБАКОВ.
Ролей, которые дали бы возможность раскрыть новые грани ее дарования. Мне кажется, это должны быть характерные роли. Думаю, это и ей будет интересно, и театру, и зрителю.
В одной из своих журнальных статей Екатерина Маркова так оценила подвижническую деятельность известного польского режиссера: «Невозможно, преступно прожить по инерции хотя бы неделю».
Думается, это не только о Богдане Хусаковском. Это прежде всего личный девиз.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.